Экономическая теория рассматривается как междисциплинарная наука. Предмет, функции и разделы экономической теории

Предисловие

В условиях развития новых форм хозяйствования возникает необходимость приобретения и постоянного обновления экономических знаний, требует изучения основ экономической теории.

В учебнике изложены систематический курс экономической теории, который рассматривает экономические категории, закономерности и процессы на уровне микро- и макроэкономики, а также международных экономических отношений. При написании учебника авторы использовали научные достижения известных представителей различных экономических направлений, опыт преподавания этой учебной дисциплины в юридической академии и опубликованную учебную литературу, в учебнике представлены особенности развития переходной экономики Украины. При этом важное место занимают вопросы правового регулирования новых экономических явлений и процессов в условиях становления рыночных отношений, а также появления негативных явлений - кризиса, инфляции, резкого снижения спроса населения, криминализации и обострение угроз экономической безопасности государства.

В этих условиях у населения появилась потребность определенного самостоятельного толкования путей улучшения своего экономического жизни, реформирования экономики страны. Все готовы дать рецепты по лечению старых и формирование новых экономических и правовых отношений. Но следует помнить, что для этого нужно научное обоснование моделей и тенденций экономического развития. Это возможно сделать только на профессиональном уровне, опираясь на научные знания экономической теории как науки и учебной дисциплины. Это издание позволит читателю понять основные понятия и закономерности построения в Украине новой экономической системы - социально ориентированной рыночной экономики. При этом авторы курса основ экономической теории составили такую его структуру, которая позволит выяснить взаимосвязь экономики и права, теории и практики экономического развития.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория как наука и учебная дисциплина

Предмет курса "Основы экономической теории"

Экономическая теория - многоплановая общественная теоретическая наука, которая последовательно в течение всего своего существования приобрела целостной системы научных взглядов и представлений об экономической жизни общества, закономерности развития народного хозяйства, его субъектов в условиях рыночных отношений. Экономическая теория, как и все науки, имеет свои объект исследования и предмет изучения, которые в процессе развития хозяйственной деятельности человека и общества постоянно приобретают новые характерных черт и особенностей. Человек выступает активным участником и субъектом экономической жизни общества, производителем материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его потребностей и интересов. Впоследствии возникают новые потребности, обеспечить которые можно лишь путем организации эффективной деятельности в рамках семьи, коллектива, фирмы, предприятия, отрасли, региона, страны или всего мира. Поэтому экономическая теория имеет сложный предмет, постоянно формируется и развивается.

Существует много определений экономической науки и ее предмета: экономика (IV-III вв. До н.э.) - это экономические взгляды на искусство ведения домашнего хозяйства; политическая экономия (XVII-XX вв.) - наука, изучающая экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления; экономико (XIX-XX вв.) - наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Современное понимание термина "экономическая наука" включает определение таких элементов ЕЕ предмета: хозяйственная деятельность; закономерности развития экономических систем; отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; отношения собственности и рынка; использование людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и распределение их между членами общества в целях удовлетворения их потребностей; механизмы решения главных экономических проблем (что, как, для кого, сколько производить и способность экономической системы к реформированию) и др. Определение этих элементов предмета экономической теории находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и отражают различные стороны и проблемы экономической жизни.

Предмет экономической теории в зависимости от уровня исследования экономических явлений и масштаба функционирования экономики имеет сложную многоярусную структуру (рис. 1).

Объектом изучения экономической теории на уровне микроэкономики выступает отдельный экономический субъект - хозяйственная деятельность человека, семьи, фирмы, предприятия, которая является конкретной и доступной для восприятия.

Национальная экономика как единое целое. ее предмет имеет комплексный, обобщенный, агрегированный характер, требует глубокого научного исследования и государственного регулирования.

Экономика должна отрасли народного хозяйства, промежуточные системы и комплексы (военно-промышленный, агропромышленный, энергетический и др.), Которые составляют мезоэкономику.

Экономическая теория изучает экономические явления и процессы также на уровне международной экономики как системы мирового хозяйства, международных экономических отношений и связей, то есть супермакроекономику.

Все эти уровни экономики являются составными экономической теории, находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и способствуют изучению ее предмета.

Экономическую теорию в зависимости от сферы применения разделяют на позитивную и нормативную. Положительная экономическая теория познает и прогнозирует объективные экономические явления, формирует целостную систему научных взглядов, гипотез и концепций. Экономическая теория как учебная дисциплина вообще имеет положительный характер. Ученый-экономист, исследуя факты хозяйственной жизни, констатирует состояние экономики, формулирует характерные черты, объясняет их природу и содержание, делает выводы о будущем ее развития.

Нормативная экономическая теория - это наука о рациональном поведении людей и деятельность экономических институтов. Она призвана отвечать на вопрос о том, что следует делать, что должно быть, как действовать, чтобы достичь желаемых конечных результатов, надо иметь.

Экономическая теория как теоретическая наука и учебная дисциплина содержит положительные выводы и обобщения, но практика хозяйствования, особенно на уровне макроэкономики, требует конкретных рекомендаций, нормативных указаний о том, как уменьшить дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, как преодолеть кризис и др.

Оба эти направления применения экономической теории должны работать эффективно и способствовать изучению ее предмета и формированию у человека экономического мышления, рыночной экономического поведения.

Экономическое мышление у человека формируется в процессе его деятельности как субъекта хозяйственной жизни и приобретения знаний о экономические понятия, явления и законы. Экономическое мышление - это процесс отражения, воспроизведения сознания людей, их экономических отношений в форме представлений, понятий, теорий или усвоения людьми приобретенных обществом экономических знаний, переработки информации. Поэтому экономическое мышление есть двух типов: обычное и научное.

Обыденное экономическое мышление - это мышление человека на уровне его жизненного опыта, практики производства и потребления товаров. Как правило, оно имеет субъективный, поверхностный, односторонний характер и может сопровождаться низкой результативностью. Такое мышление особенно недопустимо для руководителей макроэкономики.

Научное экономическое мышление - это мышление человека, который овладел приобретенные обществом и экономической наукой знания и их реализацию на профессиональном уровне с использованием понятийного, категориального аппарата. Человек, который имеет научное мышление, познает все звенья развития экономики, объективно оценивает экономическую действительность и сознательно пользуется системой научных экономических категорий, концепций и законов.

Экономическое мышление дает возможность субъектам экономики более сознательно реализовывать свои способности, ценностные ориентиры, эффективную экономическую поведение.

Экономическое поведение - это определенные поступки субъекта экономики, его деяния отношению к окружающей среде, реакция на конкретные цели, ценности и задачи. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики должен руководствоваться открытыми экономической наукой принципами ограниченности (редкости) ресурсов, неограниченности потребностей, альтернативности и свободы экономического выбора.

Развитие экономики требует ресурсов (материальных, человеческих, природных, инвестиционных), которые имеют свойство быть ограниченными, во-первых, природой или территории страны; во-вторых, невозможностью их воспроизведения; в-третьих, ростом численности населения, производства товаров и услуг, неограниченным увеличением разнообразия, количества и уровней потребностей. Ограниченность ресурсов, постоянная потребность в них для производства материальных благ и услуг обусловливают необходимость выбора путей рационального, результативного использования этих ресурсов, то есть достижения эффективности. Экономическая эффективность как цель деятельности требует учета связи между количеством редких ресурсов, необходимых для производства (расходов), и полученными результатами (выпуском). Эффективность экономической деятельности имеет место, когда расходы уменьшаются или остаются неизменными при росте объема выпуска нужных материальных благ. Итак, характерной чертой экономического поведения всех субъектов хозяйственной жизни является их деятельность по эффективному использованию редких ресурсов для удовлетворения потребностей.

Ограниченность ресурсов остро чувствуют человек и общество, потому что экономические потребности постоянно растут. Экономическая теория изучает потребности, которые являются движущим мотивом деятельности человека по ликвидации нужд в чем-то. Понятие потребности означает особое психологическое состояние человека, осознание условий, необходимых для жизни. Чтобы жить, люди должны производить материальные блага, обменивать их и удовлетворять не только свои физиологические потребности (в пище, одежде, жилье, отдыха и т.п.), но и потребности, обусловленные их положением в данном социальном окружении (в образовании, культуре, спорте и др.).

Потребности классифицируют на определенные виды в зависимости от критериев:

По субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные;

По объекту - материальные, духовные, культурные и тому подобное;

По сфере деятельности - в труде, отдыхе и др.;

По степени реализации: абсолютные (обусловленные современным уровнем развития мировой экономики), действительные (которые соответствуют уровню развития экономики данной страны), платежеспособные (которые человек может удовлетворить в соответствии с собственных доходов и уровня цен)

По значимости - первичные (физиологические, потребности в безопасности и защищенности) и вторичные (интеллектуальные, социальные).

Экономические потребности - это часть человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Существование человека тесно связано с удовлетворением всех потребностей, но прежде всего первичных, материальных (в пище, воде, воздухе и т.д.). Экономика развитых стран создает экономический потенциал, что позволяет удовлетворить потребности высшего уровня (интеллектуальные), которые являются неограниченными.

Неограниченность экономических потребностей означает, что их невозможно полностью удовлетворить, они обладают способностью увеличиваться и воспроизводиться. Потребности тесно связаны с экономическим интересом, который возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель. Экономические интересы оказываются в целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Человек (фирма, государство) не может иметь все, что пожелает, она имеет выбирать из существующих возможностей и принимать решения о расходах редких ресурсов для удовлетворения определенной потребности. Например, экономика не может увеличить производство какого-то конкретного блага, если не откажется от другого. Поэтому развитие экономики связан с выбором рационального использования редких ресурсов и удовлетворения потребностей.

Альтернатива - это выбор одного решения (варианта) из двух возможных, исключающие друг друга. Альтернативный выбор в экономике должно сопровождаться эффективностью производства и ростом уровня удовлетворения потребностей. Например, развитие экономики можно обеспечить, производя из металла, как ограниченного ресурса, пушки или станки. Если производить орудия, хватит металла на производство станков. Поэтому правительство должно сделать правильный альтернативный выбор между этими производствами. Оптимальный выбор обеспечит рост выгоды и снижение расходов.

Альтернативность выбора сопровождается альтернативностью расходов, связанных с потерей производства тех товаров, которые можно было бы произвести из использованных ресурсов.

Предисловие. 4

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 5

Раздел I. Основные закономерности функционирования экономики. 5

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод. 5

Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. 8

Глава 3. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели. 11

Раздел II. Основы микроэкономики. 17

Глава 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность
спроса и предложения. 17

Глава 5. Основы поведения субъектов рыночной экономики. 22

Глава 6. Рынки факторов производства. 31

Раздел III. Основы макроэкономики. 35

Глава 7. Основные макроэкономические показатели
и макроэкономическая нестабильность. 35

Глава 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 45

Глава 9. Равновесие денежного рынка. Финансовая система. 53

Глава 10. Макроэкономическая политика. 61

Глава 11. Экономический рост. 66

Раздел IV. Основы международной экономики . 69

Глава 12. Современное мировое хозяйство. 69

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ». 78

Глава 1. Общество как система. 78

Глава 2. Социальная структура и стратификация. 84

Глава 3. Социодинамика общества и культуры: развитие,
прогресс, кризис. 91

Глава 4. Семья и брак как социальный институт. 95

Глава 5. Религия как социокультурное явление и социальный
институт. 99

Глава 6. Социологическое исследование. 102


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие по интегрированному модулю «Экономика», включающее дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», предназначено для подготовки студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям.

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение интегрированного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов – выпускников высшей школы.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.



Междисциплинарные связи в интегрированном модуле дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» предопределены спецификой развития гуманитарного знания на современном этапе, а именно – междисциплинарным подходом в исследовании социально-экономичес-ких процессов. Подготовка кадров высшей школы для решения залач инновационного развития и формирования «экономики знаний» предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода на основе целостного системного мировоззрения для профессионального анализа процессов и явлений
в экономике и социуме.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии c экспериментальной учебной программой интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь.


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Процесс производства.

1.2. Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика.

1.3. Методы экономической теории. Экономические законы и категории.

Ключевые понятия: экономика, производство, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика.

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности
общества. Процесс производства

Термин «экономика » употребляют в разных значениях.

Во-первых, экономикой называют реальную хозяйственную деятельность предприятий или домашних хозяйств. Экономика как народное хозяйство страны включает отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, маркетинговые услуги). Во-вторых, под экономикой подразумевают науку, которая изучает данную хозяйственную деятельность.

Главное назначение экономики – создание экономических благ: предметов потребления (продуктов питания, одежды и т. п.) и средств производства (техники, сырья, энергии и т. п.). Следовательно, производство является главной составляющей экономики. Под производством понимают процесс создания экономических благ, необходимых для существования и развития общества.

В любом процессе производства присутствуют следующие компоненты: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это все то, на что человек воздействует в процессе труда. Это полезные ископаемые, предварительно подвергнутые воздействию труда (руда, нефть) и называемые сырьем .

Средства труда – это те вещи, с помощью которых человек воздействует на предметы труда. Совокупность средств труда и предметов труда составляет средства производства .

Труд – это деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения своих потребностей. Следовательно, труд – это деятельность людей, обладающих определенными навыками и умениями.

Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика

Развитие экономических отношений в обществе обусловило деление экономики как науки на ряд экономических наук. Современные экономические науки можно разделить на общие и частные . Общие экономические науки раскрывают основные закономерности функционирования экономики (общая экономическая теория); частные – отраслевые особенности и функции экономического управления (теория статистики, отраслевая экономика, маркетинг и т. п.).

Экономическая теория – это социальная наука, которая изучает экономические отношения в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Предметэкономической теории показывает, что она изучает. Экономическая теория изучает не производство как таковое, а общественные отношения между людьми в процессе производства, т. е. предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития.

Общая экономическая теория выполняет ряд функций :

1) методологическую: экономическая теория является теоретическим фундаментом ряда конкретных экономических наук (финансы, кредит, статистика, маркетинг);

2) познавательную: экономическая теория позволяет познать и объяснить реальные экономические процессы;

3) практическую: экономическая теория научно обосновывает экономическую политику государства;

4) прогностическую: экономическая теория дает основания для разработки научных прогнозов развития экономики.

Под экономической политикой понимают разработку конкретных программ для достижения экономических целей общества. Экономические цели на макроуровне: стремление к полной занятости населения; стабильный уровень цен; устойчивый экономический рост; равновесие внешнеторгового баланса; экономическая эффективность; справедливое распределение доходов в обществе. Экономические цели на микроуровне – эффективное использование ограниченных ресурсов.

Экономическая теория как наука включает в себя следующие разделы : микроэкономику , которая изучает поведение отдельных экономических субъектов (потребителя, производителя), рынок ресурсов; макроэкономику , которая исследует национальную экономику в целом; мировую экономику , которая исследует важнейшие формы международных экономических отношений (международную торговлю, движение капитала, миграцию рабочей силы и т. п.).

1.3. Методы экономической науки. Экономические
законы и категории

Для раскрытия сущности явлений экономическая наука использует ряд методов. Методы – это совокупность правил, способов и приемов исследования.

Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования. К ним относят метод научной абстракции (отвлечение от всего второстепенного и случайного); анализ и синтез ; индукции и дедукции ; единство исторического и логического (выяснение вначале как происходило событие, а затем – почему так произошло).

Частные методы исследования характерны для конкретной науки: графический, статистический, математический; моделирование; сравнительный анализ; экономический эксперимент и т. п.

Экономическое моделирование – формализованное (логически, графически и алгебраически) описание экономических процессов для выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления с целью проверки эффективности намечаемых мероприятий или доказательства правильности экономической гипотезы.

Предельный (маржинальный) анализ используется для поиска условий, при которых экономические показатели принимают максимальные или минимальные значения (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Функциональный анализ предполагает выявление взаимосвязей экономических процессов и явлений по «горизонтали», т. е. он не ставит вопрос, что первично, а что вторично, а выявляет то, как изменяется одна величина в зависимости от изменения другой.

Равновесный анализ применяется к исследованию динамичных экономических явлений и предполагает поиск условий, при которых достигается относительная стабильность экономической системы (например, равенство спроса и предложения).

Основная задача экономической теории – выявление и анализ взаимосвязи экономических явлений и экономических законов.

Экономические законы – объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости причинно-следственного характера, присущие экономическим явлениям и процессам. Экономические категории – теоретические научные понятия реально существующих социально-экономических отношений (деньги, заработная плата, цена, прибыль, спрос, предложение, кредит).

Глава 2. Потребности и ресурсы.
Проблема выбора в экономике

2.1. Экономические потребности и экономические блага: их характеристика и классификации.

2.2. Ресурсы и факторы производства.

2.3. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества.

Ключевые понятия: потребности, ресурсы, факторы производства, производственные возможности общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная Академия»

Экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»

РЕФЕРАТ

по Экономической теории

на тему: «Междисциплинарные связи экономической теории»

Выполнил:

Студент 511 группы Дыдочкина Е.

Проверил: Барбашова С.А.

Введение

Экономическая теория и семиотика

Экономическая теория и лингвистика

Экономическая теория и логика

Экономическая теория и математика

Экономическая теория и психология

Экономическая теория и политология

Экономическая теория и правоведение

Экономическая теория и история

Заключение

Список литературы

В ведение

Экономика определяет сферу жизнедеятельности людей, в которой сочетаются материальная производственная деятельность и создание услуг. Изучение экономики, как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода и взаимодействия разных наук. Поэтому используются не только знания, выработанные ранее экономическими науками, но и полученные смежными естественными и общественными науками, среди которых особо можно выделить такие науки, как математика, информатика, психология, политические науки, юриспруденция, инженерные науки, экология, статистика и демография. Междисциплинарность позволяет переносить в экономику идеи и подходы, оказавшиеся успешными в других научных дисциплинах, и более рельефно выявлять те проблемы, с которыми другие науки не сталкивались.

Современная экономическая теория как на микро-, так и на макроуровне, включает как естественный, необходимый элемент математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет, во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов: изучение столь важного объекта предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получить выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получить новые знания об объекте: оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующих имеющимся наблюдениям. Наконец, в-четвертых, использование языка математики позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

В последнее время все большую роль начинает играть также взаимодействие экономики и информатики - современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют как способы производства продуктов и услуг, так и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Происходит интенсивный процесс формирования мировой информационной экономики, превращения электронной коммерции в основное средство ведения бизнеса. Идет становление общества нового типа, в котором информация и знания становятся главным ресурсом дальнейшего развития. Россия, являясь частью мирового сообщества, настойчиво внедряет новейшие инфокоммуникационные технологии. Сейчас можно констатировать, что информационное общество и для нашей страны из мечты все больше превращается в реальность

Экономическая теория и семиотика

Как хорошо известно, наука состоит из отдельных дисциплин. Экспликация устройства науки, в том числе ее упорядоченности, -- прямой путь к выяснению ее специфики. Эта упорядоченность проявляется, например, в том, что изложение математики можно осуществить без ссылок на физику, но последняя нуждается в математических конструктах. Экономические науки нуждаются в технических, технические науки -- в физике, физика -- в математике, математика -- в логике, логика -- в лингвистике и т.д. Естественным образом возникает вопрос о той дисциплине, которую первой встречает каждый исследователь у входа в науку. Этот вопрос привлекал внимание многих исследователей, в том числе Аристотеля, античных стоиков, Оккама, Фр. Бэкона, Гоббса, Локка, Беркли. В связи с ним Лейбниц выражался довольно определенно: «Если бы не было знаковых выражений, мы никогда ни о чем не мыслили бы и не рассуждали»

Вопрос о первой науке занимал умы многих первоклассных исследователей. Для выдающегося американского философа Чарльза Сандерса Пирса (1839-1914) он стал делом всей его жизни. По его свидетельству, он уже в возрасте 12 или 13 лет осознал, что для понимания любой науки нужна семиотика (от греч. semieotike --учение о знаках) Именно Пирсу удалось первым преобразовать семиотику в стройную науку. Всю свою сознательную жизнь он реализовывал поистине грандиозный замысел: создать такую дисциплину, которая обеспечила бы неуклонный прогресс всех наук. Отец семиотики в своих исследованиях явно руководствовался этическими соображениями. Впрочем, приступая непосредственно к анализу основных конструктов семиотики, нам придется на некоторое время абстрагироваться от них. Мы вернемся к ним при анализе прагматики.

Итак, экономическая теория включается в научный контекст благодаря ее изоморфизму семиотике. Отсюда следует отнюдь нетривиальный вывод: при характеристике экономической теории, во-первых, следует внимательно относиться к ее семиотическим «следам»; во-вторых, надо не избегать токов знания, идущих от семиотики, а, наоборот, активно придавать им экономический смысл

Экономическая теория и лингвистика

Строго говоря, в семиотике не регламентируется форма существования знаков. Как только она определяется в том или ином конкретном виде, так сразу же исследователь оказывается уже не семиотике, а в какой-либо другой науке. В историческом плане первыми формами знаков стали слова как элементы естественного языка. Без обращения к его потенциалу не может обойтись ни одна из наук, в том числе и экономика. Впрочем, в составе наук язык присутствует не в своих первоначальных, плохо проясненных формах, а в существенно трансформированном виде, ибо нагружен смыслами той науки, в рамках которой ему доверено функционировать. Подобно другим ученым, экономисту желательно руководствоваться определенными научными представлениями о языке, которые поставляются лингвистикой, или общим языкознанием. Путь развития лингвистики проходит по трем этапам, каковыми выступают синтактика, семантика и прагматика. Это обстоятельство постоянно и, надо сказать, вполне правомерно подчеркивает Ю.С. Степанов Лингвистика достигла научной стадии, разумеется, не сразу, а лишь благодаря усилиям Ф. де Соссюра Решающее новаторство Соссюра выразилось в первую очередь в избрании в качестве основного лингвистического конструкта лингвистического (языкового) знака. «Языковой знак связывает не вещь и ее понятие, а понятие и акустический образ» Акцент Соссюра на понятие позволил ему придать языку ярко выраженное концептуальное содержание. И именно благодаря этому языку была придана концептуальная, а, следовательно, и научно-теоретическая форма.

В рамках лингвопрагматики получила развитие концепция языковых игр. Витгенштейн понимал языковую игру в качестве формы межличностной коммуникации, правила которой не могут быть заданы со сколько-нибудь исчерпывающей полнотой. Творчество говорящего и пишущего всегда сообщает языковой игре неожиданные черты. В любой области знания языковые игры обладают некоторой формой сходства, которую Витгенштейн называл «семейным сходством». Проиллюстрируем его философию следующим примером. Учебники по микроэкономике реализуют различные формы языковой игры, которые схожи друг с другом, но их правила построения не одинаковы. Экономисты не склонны отказываться от услуг естественного языка, который более вариативен, чем научный язык. Так мог бы, на наш взгляд, рассуждать поздний Витгенштейн. Что касается его неопозитивистских коллег, то они характеризовали естественный язык в снисходительной манере.

Заключительный наш вывод таков. Методология экономической теории начинает решительно поворачиваться в сторону лингвистической проблематики; следовательно, ей придется наладить с нею прочные междисциплинарные связи.

Экономическая теория и логика

Ни одна теория не может обойтись без логики. Это прекрасно понимал Дж.С. Милль, который разрабатывал параллельно логические и экономические теории. К. Маркс опирался в своих исследованиях на диалектическую логику Г. Гегеля. Упоминание работ двух выдающихся экономистов вынуждает провести различие между формальной логикой и так называемой философской логикой. В ряд философско-логических систем входят: трансцендентальная логика Канта, диалектическая логика Гегеля, феноменологическая логика Гуссерля. Ряд систем формальной логики начинается с логики Аристотеля и кульминирует в наши дни в системах модальных, интенсиональных и других нетрадиционных логических теорий. В данном параграфе нас интересуют формальные логики, которые в своей совокупности как раз и образуют то, что принято называть просто «логикой». Философские логические системы относятся к философии, обращение к ним увело бы нас в философию, что нежелательно. Собственно логика выступает как реализация некоторого исчисления, осуществляемого в символьном виде и выступающего в качестве конструирования формальных языков посредством концептов логической истины, следования, общезначимости, разрешимости, вычислимости, непротиворечивости, полноты.

В каком отношении интересна логика экономисту и действительно ли она ему необходима? Дело в том, что уяснение научного статуса экономической теории предполагает ее логический анализ. Вопрос: какова логика экономической теории? -- далеко не бессмысленен. Экономистам необходимо понять, каким образом проводится аргументация в экономической теории. Выяснение формального строя экономической теории позволяет преодолеть наивную методологическую позицию, согласно которой эта теория должна восприниматься как интуитивно данное, и только. Определив ближайшую цель, приходится констатировать, что вплоть до 1960-х гг. логика не имела в своем арсенале средств, позволявших выяснить логический статус экономической теории, и вот почему. Дело в том, что, добившись впечатляющих успехов в логической синтактике, т.е. в логике высказываний, и логической семантике (особенно после 1930-х гг.), она не была в состоянии строго определиться относительно логической прагматики. Но экономическая теория -- это прагматическая концепция. Подходить к ней с мерками семантической теории -- значит искажать ее существо. Страх перед «гильотиной Юма» сковывал логиков не меньше, чем экономистов. Многие из них считали, что логика может в формально-символичном виде описывать лишь то, что есть, но не то, что должно быть.

Экономическая теория и математика

Представить себе современную экономическую теорию без ее связи с математикой, особенно с математическим анализом, исследованием операций, различными типами математического программирования, едва ли возможно. Впрочем, этот союз не лишен многочисленных проблемных моментов. Для начала сконцентрируем свое внимание на двух часто обсуждаемых вопросах. Почему математика столь эффективна применительно к сфере экономики? Почему интенсивная математизация экономической теории сопряжена с многочисленными неудачами и издержками? В поисках ответов на оба эти вопроса обратимся, прежде всего, к предмету математики. Самое популярное его определение принадлежит Н. Бурбаки (коллективное имя группы французских математиков): «Математика представляется скоплением абстрактных форм -- математических структур».

В современной методологической литературе осуждаются множащиеся попытки неудачной математизации экономической теории. Весьма ярко высказывается на этот счет Е.В. Балацкий: «В настоящее время можно утверждать, что причина и одновременно следствие прогресса экономической науки заключается в ее широкой математизации».

Как правило, решение экономико-математической задачи предполагает: а) разработку алгоритма ее решения; б) создание соответствующей программы; в) ее реализацию на ЭВМ; г) интерпретацию полученного нового знания. Непрекращающийся рост быстродействия компьютеров сопровождается новыми волнами математизации и информатизации экономической науки. Несколько десятков лет тому назад казалось, что математизация и информатизация экономической науки в основном необходимы для придания формального вида ее законам. В последние три десятка лет ситуация кардинально изменилась: именно благодаря успехам вычислительной математики и информатики экспериментальный уровень экономической науки достиг ранее невиданных высот. Он во многом определяется успехами эконометрики и экономико-математической статистики, которые ныне поставлены на компьютерные рельсы.

Заметим также, что всемерная математизация и информатизация экономической науки сопровождаются лавинообразным ростом числа проблем, нуждающихся в философском осмыслении. Экономическое сообщество непременно когда-нибудь осознает, что оно должно создать целый комплекс философских дисциплин, таких, например, как философия эконометрики, философия экономической статистики, философия экономической синергетики, без которых осмысление фундаментальных проблем пребывает в интуитивной оболочке.

Экономическая теория и психология

экономика наука междисциплинарность

Присуждение Нобелевской премии по экономике в 1978 г. Г. Саймону (за новаторские исследования принятия решения внутри экономических предприятий), а в 2002 г. Д. Канеману (за интеграцию результатов психологических исследований в экономическую науку, прежде всего в области суждений и принятия решений в условиях неопределенности) явилось весьма ярким подтверждением редко кем оспариваемого положения о важности психологии для экономической науки. Целым рядом авторов было показано, что механизмы принятия решений варьируются от одной ситуации к другой. Полагают, что учесть все вариации в рамках одного пути решений едва ли возможно. Саймон выдвинул в противовес неоклассическому принципу максимизации полезности принцип удовлетворенности. «Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации» Люди стараются удовлетворить свои устремления. Этот феномен, дескать, не учитывается классической экономической теорией. Канеман и Тверски обратили внимание на нормативный характер принципа максимизации полезности; надо же изучать тот процесс принятия решений, который не просто декларируется, а действительно имеет место. В рамках развитой ими теории перспектив (prospect theory) также выявлены определенные неожиданности: большинство людей, особенно в условиях неопределенности и риска, обеспокоены возможностями отклонения от исходного состояния, они менее склонны нести потери, чем получать с той же степенью вероятности выигрыш, руководствуются психологическими эвристическими приемами, реагируют на способы формулировки проблем (фрейминг-эффект). Таким образом, многие авторы считают, что психология должна быть включена в экономику. Это мнение не представляется бесспорным.

К сожалению, оно, как правило, не сопровождается сколько-нибудь тщательным анализом статуса психологии и характера ее междисциплинарных связей с экономической наукой. Итак, для начала имеет смысл обратиться к самой психологии.

Актуальность взаимодействия психологии и экономической теории нам видится в развитии ментального уровня экономической теории. Очевидно, что без него экономическая теория существует в значительно урезанном виде. Разумеется, развитие экономической психологии принципиально по-новому ставит вопрос о соотношении разных уровней экономической теории.

Экономическая теория и политология

Связь экономической теории с политической имеет длительную историю. Во времена А. Смита, Дж. Милля, К. Маркса и вплоть до конца XIX в. вся экономическая теория считалась политической дисциплиной. Термин «политическая экономия» выражал синкретическое единство экономической теории и политологии. Всемерное развитие экономического мэйнстрима и характерного для него аналитического аппарата привело в первой половине XX в. к отчетливому вычленению двух принципиально различных типов общественных наук, экономических и политических. Начиная с конца 1950-х гг. союзу экономики и политологии придается новый импульс. Благодаря усилиям Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, Э. Дациса, М. Олсона, Б. Вейнгаста, К. Шепсла быстро нарастает авторитет новой дисциплины -- политической экономии (или теории общественного выбора). На этот раз речь идет не о синкретическом единстве экономических и политических наук, а о налаживании между ними хорошо осмысленных междисциплинарных связей. Исследователям пришлось акцентировать свое внимание на особенностях методологических подходов, используемых в общественных науках. Обе стороны, экономисты и политологи, согласны в том, что методологическая инициатива исходит от экономистов.

Многие экономисты стремятся перенести в политическую науку привычные для них методологические ориентиры. В этой связи принято говорить об «экономическом империализме», согласно которому «экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всему человеческому повсеместно». Сердцевину этого подхода, согласно Г. Беккеру, образуют «связанные воедино предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений» . Он полагает, что единообразие наук о человеческом поведении знаменует собой именно экономический подход. По мнению Дж. Хиршлайфера, «существует лишь единая социальная наука. Империалистическое захватническое могущество экономике обеспечивает универсальная применимость наших аналитических категорий -- дефицита, цены, предпочтений, возможности»

В заключение я хочу коснуться еще одного аспекта взаимосвязи экономической и политической науки. Он упоминается последним, но по значимости является, пожалуй, основополагающим. В большинстве случаев связь экономики и политологии реализуется за счет операции ценностного вменения. Экономисты вменяют свои ценности политическим реалиям. Сходным образом поступают и политологи, вменяющие ценности политологии экономическим реалиям. Выходя за пределы своих наук, экономисты и политологи рассматривают внешнюю среду в качестве символического, знакового бытия своих собственных ценностей. Именно ценностное вменение увязывает экономику и политологию в единое целое.

Экономическая теория и правоведение

Методология «экономического империализма» была распространена не только на политическую, но и на правовую науку. Недовольные состоянием юриспруденции, от имени которой им предлагались рецепты, не обеспечивавшие прогресс экономической теории, экономисты решили изучать правовые предметы хорошо известными ими методами и приемами. На этом пути, естественно, также не обошлось без целого ряда концепций.

Прежде всего, отметим, что предметом дальнейшего анализа является соотношение экономической теории и юриспруденции, или правоведения. Многие авторы без каких-либо разъяснений ставят в параллель экономической теории не правоведение, а право. При этом явно недооценивается значимость принципа теоретической относительности. Право без правоведения -- это кантовская «вещь в себе», трансцендентная по отношению к познающему субъекту.

К сожалению, вопрос о влиянии правоведения на экономическую науку пока еще не получил сколько-нибудь тщательной разработки. На мой взгляд, определенные надежды могут возлагаться на принцип ответственности. В юриспруденции широко распространено воззрение, согласно которому принцип ответственности связан с осмыслением исключительно противозаконных действий. При таком истолковании принципа ответственности он определяет границы допустимого при данных законах, возможная ущербность которых вообще не обсуждается. Нам же представляется, что принцип ответственности в составе любой науки призван обеспечить рост научного знания. Он должен поставить заслон консерватизму, закостенелости, рутинерству. Это означает, в частности, что упоминавшаяся выше коллизия между нормативизмом и децисионизмом должна быть преодолена. Актуальная задача состоит в объединении их достоинств. Установление и обеспечение функционирования правовых полномочий экономических акторов предполагают глубокое понимание экономической теории. Принцип правовой ответственности применительно к экономике нацеливает на обеспечение экономической эффективности.

Экономическая теория и история

Вряд ли кто-нибудь сомневается, что существует тесная связь между экономической наукой и историей. Но многим специалистам она представляется довольно странной. Дело порой доходит до отрицания плодотворности междисциплинарных связей между двумя теориями. Н. Крафтс сетует на то, что в Великобритании экономическим историкам в виду отнесения их науки -- клиометрии -- к историческим наукам приходится добиваться признания у историков, увы, не обладающих экономической подготовкой Экономисты же «приучены пренебрегать экономической историей, вероятно, много лет назад прослушав бессвязный курс по этой дисциплине, который, по их мнению, им преподавали просто по традиции, а не для того, чтобы научить их чему-то необходимому для решения проблем в их собственной сфере интересов».

Разумеется, неверно связывать судьбу экономической истории, точнее истории экономических учений, исключительно с изучением прошлого. Кто считает по-другому, тот неминуемо воспроизводит слабости претеритизма. Любая экономическая теория вносит свой вклад в развитие исторического ряда и научного строя теорий. В указанном отношении история экономических учений, разумеется, не является исключением; более того, она принимает участие в придании экономической теории глобально-эволюционного вида в максимально отчетливой форме. К сожалению, многие из существующих историко-экономических курсов не дают сколько-нибудь точного представления о той кропотливой работе, особенно в связи с трудностями эмпирической проверки гипотез, которую ведут экономические истории

Что же касается рецидивов по включению истории экономических теорий в так называемую историческую науку, то они свидетельствуют об определенной путанице. То, что принято характеризовать лаконичным термином «история», является по своей сути общей историей. Экономические явления, причем во всем их многообразии, изучаются комплексом экономических наук. Как таковые существуют экономические, но не исторические явления. На долю истории остается обобщение достижений и неудач общественных наук, что непременно сопровождается укреплением ее относительной самостоятельности. Статус исторической науки не остается неизменным. По мере развития общественных наук, в том числе экономики, политологии и социологии, и конституирования в их составе дисциплин, изучающих генезис соответствующих теорий и явлений, меняется статус исторической науки, он становится более методологическим. Как мне представляется, продуктивная междисциплинарная связь между экономическими и историческими науками может быть налажена именно по методологическим каналам.

Заключение

Итак, экономические науки интенсивно взаимодействуют с другими, весьма актуальным в настоящее время является взаимодействие «экономика-математика» и «экономика-информатика».

Современная экономическая наука характеризуется широким использованием математики, статистики и эконометрики. Расширенное применение математических методов в последнее время обусловлено также распространение персональных компьютеров и их широким применением в экономической практике. Применение математических методов в единстве с экономическим анализом открывает новые возможности для экономической науки и практики. Любое экономическое исследование всегда предполагает объединение теории (экономической модели) и практики (статистических данных). Теоретические модели используются для описания и объяснение наблюдаемых процессов, а статистические данные для эмпирического построения и обоснования моделей.

При изучении различных экономических явлений используют их формальные описания, называемые экономическими моделями. Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов позволяет оценить возможное состояние объектов и использовать такие оценки в управлении, в частности, предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического объекта возможность прогнозирования ситуации означает получение лучших результатов или избежание потерь.

Важнейшей проблемой в управлении предприятиями является своевременное принятие правильных решений в связи с изменениями экономической ситуации. В то же время экономические системы и объекты могут быть представлены в достаточно строгой математической форме, т.е. формализованы. Поэтому возникающие в практической деятельности предприятий ситуации могут быть смоделированы, а варианты наиболее целесообразных решений по их управлению могут быть получены из анализа результатов моделирования. Овладение методами моделирования экономических систем и принятия на их основе оптимальных решений по управлению предприятием является необходимым условием обеспечения их функционирования

Математические методы позволяют упорядочить систему экономической информации, выявлять недостатки в имеющейся информации и вырабатывать требования для подготовки новой информации или ее корректировки. Разработка и применение экономико-математических моделей указывают пути совершенствования экономической информации, ориентированной на решение определенной системы задач планирования и управления. Прогресс в информационном обеспечении планирования и управления опирается на бурно развивающиеся технические и программные средства информатики.

Формализация экономических задач и применение компьютерной техники многократно ускоряют типовые, массовые расчеты, повышают точность и сокращают трудоемкость, позволяют проводить многовариантные экономические обоснования сложных мероприятий, недоступные при господстве «ручной» технологии. Благодаря применению метода моделирования значительно усиливаются возможности конкретного количественного анализа; изучение многих факторов, оказывающих влияние на экономические процессы, количественная оценка последствий изменения условий развития экономических объектов и т.п.

Известно, что использование только математических методов, при всей их пользе и необходимости, часто создает иллюзию точности и завершенности экономической теории и возможности делать однозначные выводы, подобно тому, как это имеет место в исследованиях по физике или химии. Но, как известно, в экономической теории наряду с существованием общепризнанных взаимосвязей и принципов подхода к анализу экономических реалий, существует большое количество дискуссионных вопросов, по которым нет однозначных выводов.

Сфера практического применения метода моделирования ограничивается возможностями и эффективностью формализации экономических проблем и ситуаций, а также состоянием информационного, математического, технического обеспечения используемых моделей. В соответствии с современными научными представлениями системы разработки и принятия хозяйственных решений должны сочетать формальные и неформальные методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие друг друга. Формальные методы являются, прежде всего, средством научно обоснованной подготовки материала для действий человека в процессах управления. Это позволяет продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способности решать плохо формализуемые задачи.

В настоящее время одной из задач экономической науки является верное определение реального места и перспектив сетевой экономики в общемировой системе хозяйствования. Сфера интернет-экономики продолжает оставаться малоизученной, в том числе и из-за высокой степени инновационности механизмов, задействованных в ней. Еще менее исследованными остаются политические и социально-культурные последствия формирования единой информационно-экономической системы. В частности, большие ожидания связываются с модернизацией трудовых отношений путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование норм поведения сторон, адекватных новым возможностям.

Все это означает появление как позитивных, так и негативных моментов. Можно ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике.

Следует также ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, получат преимущества над остальными.

Наступление сетевой экономики выглядит как неизбежность, поскольку в своей нише она более эффективна, чем другие известные формы организации управления. Предусмотреть возможные экономические и социальные преимущества и потери можно и необходимо в процессе формирования эффективной стратегии управления на основе дальнейшего исследования свойств сетевой экономики и процессов глобализации информационно-экономической системы

Список литературы

1. Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. - 2009. -273с.

2. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика. - 2001. - 544 с.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н.Математические методы в экономике. / Под общей редакцией Сидоровича А.В. - М.: Издательство «Дело и Сервис». - 2004. - 368 с.

4. Сухарев О.С. Информационный сектор экономики: проблемы развития. // Инвестиции в России. - 2006. - № 8.

5. Салманов О.Н. Математическая экономика. - СПб. БХВ-Петербург. - 2003. - 464 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Главные направления современной экономической мысли. Политэкономия: предмет и специфика, методология. Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая политика. Методология и специфика экономической теории. Экономические законы.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Возникновение и развитие экономической теории. Школы экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Методы экономических исследований. Экономические законы. Проблемы экономической организации общества.

    реферат , добавлен 15.02.2004

    Предмет экономической теории. Взаимодействие экономики с политикой, психологией, правом и другими науками. Применение математических и статистических методов. Собственность, социально-экономические связи и организационно-экономические отношения.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2009

    История развития экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и место в системе экономических наук. Методы познания экономических явлений. Понятие экономических агентов, их интересы и потребности. Система экономических интересов.

    лекция , добавлен 28.10.2014

    Место экономической теории в ряду других наук, взаимосвязь с экономикой и мировым хозяйством. Объект, предмет экономической теории. Общая структура производительных сил общества. История развития различных экономических школ. Функции экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    Теоретические основы экономической науки, а также их развитие через призму истории экономических учений. Причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере экономической деятельности субъектов экономики в ретроспективе.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Понятие и сущность экономических категорий и законов, основные их элементы. Предмет, функции экономической теории, современные направления ее развития и место в системе социально-гуманитарных наук. Характеристика основных экономических целей общества.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Понятие экономической теории, предмет ее исследования, истоки возникновения и современные аспекты развития. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории. Кризис экономической науки. Влияние экономической теории на современную экономику России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Микроэкономика как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории, ее значение, предмет и основные методы экономического анализа. Поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика и хозяйственная практика. Уровни экономической науки.

Общеэкономическая теория (политическая экономия) изучает наиболее общие законы развития общественного производства. В советское время её подразделяли на политэкономию капитализма и политэкономию социализма. Она была целиком основана на экономических трудах Маркса и Энгельса. В своё время она была официальной идеологией советского общества, и её в обязательном порядке изучали во всех вузах и на всех специальностях. Теперь другое время. Советская система ушла в прошлое. Вместе с ней ушла и советская политэкономия. Но объективные законы общественно-экономического развития остались, их никто не отменял. Они продолжают действовать и, хотим мы того или нет, оказывать определяющее влияние на нашу жизнь. Без знания и использования этих законов невозможна оптимальная государственная политика. Нынешняя экономическая наука переживает кризис. Это видно всякому, кто читает научные экономические журналы и пытается сравнить то, что в них написано, с нашей реальной жизнью. Отказ от официальной советской идеологии не сопровождался адекватным научным поиском. Впрочем, он, по большому счёту, был невозможен в тех условиях и на основе прежних подходов. На вооружение была поспешно взята «экономикс», вычитанная из западных учебников. Но и она плохо согласуется с реалиями нашей жизни. Новое время требует принципиально новых методов и средств научного исследования.

1. Междисциплинарный подход

Современная общеэкономическая теория может быть только междисциплинарной и математически строгой. Это означает, что она должна взять на вооружение те же методы исследования, что и естествознание, где они уже давно приводят к надёжным результатам и обладают немалой предсказательной силой. Как ни парадоксально, но очень полезной оказалась глубокая аналогия между экономическими и физико-химическими процессами. Хотя она давно выявлена и всесторонне обоснована, тем не менее именно эта аналогия и вызывает наибольшее число нареканий. Говорят, что нельзя подходить к гуманитарным наукам с теми же средствами исследования, что и в естествознании. Сетуют на большую сложность общественных процессов. Твердят о непроходимой пропасти между естественными и гуманитарными науками, о невозможности применения математики в гуманитарных науках и т. п. Не надо ломиться в открытую дверь и отрицать наличие действительно больших, принципиальных различий между гуманитарными науками и естествознанием. Эти различия существуют. Но этот бесспорный факт говорит лишь о том, что эти различия должны учитываться в ходе исследования. И этот факт ни в коем случае не может служить основанием для отказа от самого исследования. Критики новой методологии не учитывают, что их аргументация уже давно опровергнута всей историей развития науки. К настоящему времени детально изучены и описаны, в том числе и строго математически, многие явления и процессы, о которых сто или двести лет назад приводились точно такие же пессимистические аргументы. Это - лишь одна сторона вопроса. Вторая состоит в том, что современное общественное производство представляет собой сложную динамическую систему, с множеством прямых и обратных связей. И для глубокого понимания законов функционирования этой сложной системы больше не годятся те методы, которые столь привычны штатным экономистам, социологам, политологам. В общественном производстве протекают параллельно-последовательные процессы: механические, химические, экономические, экологические, биологические и другие. Каждый тип процессов глубоко изучается своей самостоятельной наукой. Но вся их совокупность требует для изучения междисциплинарного подхода, требует творческого взаимодействия различных научных дисциплин. Говорят, что универсалов теперь нет и что такое взаимодействие обеспечивается путём сотрудничества узких специалистов соответствующего профиля. Ссылаются на создание ракетно-космической и другой сложной техники. Это верно и неверно. Слишком сложна задача глубокого исследования общественного производства как единого целого и в непрерывном развитии. Здесь в первую очередь требуется грамотно и точно сформулировать задачу, охарактеризовать объект исследования, выбрать адекватные методы и средства. Более того, требуется создание научных основ для решения столь сложной задачи, без чего бесполезно даже приниматься за эту работу. По-видимому, это под силу очень немногим. На это ушло около четырёх десятилетий. И такой труд требует непрерывного самообразования. Необходимо знать политическую экономию и конкретную экономику, высшую и вычислительную математику, историю и философию, социологию и политологию, психологию и антропологию. Из сказанного следует, что для глубокого понимания сущности этого междисциплинарного исследования необходимо проделать определённую умственную работу. Необходимо потратить силы и время на повышение своего образовательного уровня. Не каждый захочет этим заниматься. Многие остепенённые и титулованные гуманитарии крайне высокого мнения о себе, занимают престижные должности, имеют многочисленных учеников, склонны к безапелляционным, но по сути архаичным и непродуктивным суждениям. Да и зачем им новый подход в исследовании общественного производства? К сожалению, многие из них считают это обузой для себя. Она отрывает от привычной, налаженной и благополучной жизни. Тем более что результаты этих новых исследований могут оказаться совсем не безобидными. В случае правильности этих результатов кое-кому придётся признать свою неправоту в течение всей научной деятельности! Уж не говоря о том, что эти результаты могут затрагивать жизненные интересы множества людей, если выводы и прогнозы новой общеэкономической теории будут браться на вооружение теми, от кого зависят ключевые политические решения. Изложенное вполне объясняет, почему междисциплинарная общеэкономическая теория до сих пор не получила официального признания. Но она нужна всем тем, кто действительно стремится понять объективные законы общественного развития, кто готов работать для этой цели. Она нужна тем, чьи интересы не ограничиваются личным благополучием, кому небезразлична судьба России, будущее наших детей и внуков. Она нужна тем, кто на всю жизнь связан с Россией, кто хочет внести свой вклад в проведение политики планомерного, всестороннего, устойчивого, бескризисного развития нашей страны, кто заинтересован в её достойном будущем.

2. «Одушевлённая» производственная функция

Междисциплинарная общеэкономическая теория возникла в результате выявления аналогии, на первый взгляд парадоксальной и неправомерной, а при более внимательном анализе - очень глубокой. Метод аналогии всегда играл важную роль в развитии естествознания, в генезисе великих научных открытий. Это - отдельная большая тема. В рассматриваемом случае речь идёт о наличии глубокой аналогии между обобщённым механизмом трудового процесса, впервые сформулированным в «Капитале» Карла Маркса, и механизмом каталитической реакции в физической химии. Источником междисциплинарной общеэкономической теории является сделанное впервые математическое моделирование марксистского определения процесса труда. Почему именно марксистского? Потому, что, как показал многолетний скрупулёзный анализ научного наследия в области политической экономии, ни у кого из других авторов фундаментальных экономических трудов не оказалось строго научного и достаточно общего определения понятия «труд». Оно оказалось только в «Капитале» Маркса. Главным результатом в междисциплинарной общеэкономической теории является вывод уравнения «одушевлённой» производственной функции (сокращённо ОПФ). Она называется так потому, что в это уравнение входят, наряду с традиционными макроэкономическими величинами, «человеческие факторы» - психологические факторы мотивации труда. Это - важное отличие ОПФ от обычных производственных функций, хорошо известных из математической экономики. При этом интересно, что традиционная производственная функция Кобба-Дугласа оказывается частным случаем ОПФ. С учётом факторов мотивации труда ОПФ получает законченный вид и становится пригодной для всестороннего отображения любой социально-экономической системы. Уравнение ОПФ включает важнейшие величины, от которых зависит функционирование социально-экономической системы: природные ресурсы и объём экономического пространства, капитал (производственные фонды), численность работников, их мотивация и компетентность, фактор научно-технического прогресса. Уравнение ОПФ показывает, в частности, что, если величина какого-либо фактора резко уменьшается и приближается к нулю, то общественное производство в закрытой социально-экономической системе становится невозможным в принципе. Следовательно, при такой ситуации не могут быть удовлетворены жизненные потребности людей (если они не могут удовлетворяться за счёт импорта). Такая система будет реагировать на подобную ситуацию вынужденными социально-экономическими переменами. Эти перемены могут быть эволюционными или революционными. В ходе этих перемен на политическую арену выдвигаются силы, способные восстановить и придать динамику факторам ОПФ, обеспечить производство, необходимое для нормального развития общества. Уравнение ОПФ применимо не только к капиталистической общественной формации, как ныне существующие макро- и микроэкономические модели. Оно применимо к общественному производству в целом, на любой ступени его развития. Из общего уравнения ОПФ вытекают в качестве частных случаев уравнения одушевлённых производственных функций различных социально-экономических систем. Наряду с уже известными из истории системами (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая), возможно существование и других, ещё не известных из исторического опыта. Это - важный вывод из теории ОПФ. Особенно важно, что новая теория позволяет глубже понять причины и сущность перемен в России на протяжении минувшего столетия. Становится более предсказуемой перспектива развития российского общества в современном мире. Открываются возможности для проведения более осмысленной, оптимальной политики. Наряду с уравнением ОПФ, в новой общеэкономической теории выводятся уравнение общего экономического баланса, уравнение совокупного потребления, уравнение совокупной заработной платы и др. Вместе с ОПФ они пригодны в качестве инструментов для адекватного исследования социально-экономической динамики. С их помощью исследуются причины и механизмы экономических кризисов, методы их предотвращения или смягчения их последствий. Важным является вывод о том, что кризисам может быть подвержена не только капиталистическая, но и другие социально-экономические системы. Особенно существенно выявление определяющей роли факторов мотивации труда в социально-экономических переменах. Доказано, что обострение противоречий советской системы и её последующий кризис - это, в первую очередь, кризис мотивации труда. Уравнение ОПФ и другие уравнения новой теории нельзя использовать для точных количественных расчётов сложных социально-экономических процессов. Причина в том, что не представляется возможным дать точную количественную характеристику некоторых величин, входящих в уравнение ОПФ. Возможно, это станет возможно в будущем. А пока система уравнений ОПФ может быть использована для качественной имитации социально-экономических процессов. Это важный метод, он уже давно применяется в математической экономике. Похожая ситуация встречается и в естествознании. Например, известное квантово-химическое уравнение Шрёдингера точно описывает только состояние электрона в атоме водорода. Оно не подходит для более сложных атомов, но на его основе разработаны полуэмпирические методы приближённого описания сложных атомов и истолкования природы химической связи. Междисциплинарная общеэкономическая теория принципиально отличается от новомодной "экономикс". В междисциплинарной общеэкономической теории действуют живые люди, а не бездушные «экономические агенты», конкурирующие между собой для извлечения максимальной прибыли. В новой теории не действует известный постулат «экономикс» о том, что ни один экономический агент ни при каких обстоятельствах не отказывается даже от небольшой денежной суммы. И экономическая деятельность в новой теории не сводится только к механическому перемещению товарных и денежных потоков навстречу друг другу. Междисциплинарная общеэкономическая теория прямо включает в экономические отношения между людьми психологические, этические, моральные, нравственные факторы. Ценность междисциплинарной общеэкономической теории в том, что она более полно учитывает совокупность социально-экономических факторов в их взаимосвязи. Поэтому она открывает возможность делать правильные выводы и прогнозы там, где до сих пор пытаются с учёным видом фантазировать или гадать на кофейной гуще.

3. Новая теория работает

Некоторые экономисты считают, что в наше время общеэкономическая теория уже не нужна. По их мнению, в наш век конкретики и прагматизма вполне достаточно финансовых расчётов и бизнес-планов. Эти экономисты глубоко ошибаются. Без современной общеэкономической теории невозможно понять ни ключевых событий мировой истории, ни происходившего в России на протяжении ХХ столетия, ни нынешних событий в стране, ни важнейших тенденций развития страны в современном мире. Особенно опасно пренебрежение современной общеэкономической теорией со стороны действующих политиков. Политическая близорукость ещё никогда не приводила к хорошим результатам. За неё приходится расплачиваться множеству простых людей. Междисциплинарная общеэкономическая теория является обобщением и развитием экономических учений Карла Маркса, Альфреда Маршалла, Василия Леонтьева, Гардинера Минса и других выдающихся экономистов применительно к современным историческим условиям. Прежде всего, она на строго научной основе объясняет социально-экономическую историю, включая новейшую историю ХХ столетия, в том числе и социально-экономические перемены в России и в мире. Конечно, наиболее актуально всё, что относится к историческим событиям в России за последние десятилетия. Ещё за несколько лет до горбачёвской перестройки новая теория выявила коренное противоречие советского варианта социализма, который, в силу объективных исторических условий, оказался построенным в СССР. Стало ясно, что обострение этого противоречия делает преобразования лишь вопросом времени. Приход перестройки подтвердил правильность этого прогноза. В то же время, не было объективных предпосылок к развалу СССР. Коренное противоречие советского варианта социализма не было антагонистическим. Его можно и нужно было преодолевать эволюционным путём, планомерным и целенаправленным совершенствованием советской политической и экономической системы. Однозначно положительным было прекращение холодной войны, уход от репрессивной внутренней политики. Но из междисциплинарной общеэкономической теории не вытекала необходимость «радикальной экономической реформы». Она была ошибкой, последствия которой хорошо известны. Немалые средства, которые высвобождались в результате разрядки международной напряжённости и отхода от безудержной гонки вооружений, можно и нужно было направить на повышение жизненного уровня советских людей. Экономические преобразования и внедрение рыночных элементов там, где это было возможно и целесообразно, следовало вести по плану, под государственным контролем, не допуская обвала из-за несинхронного ввода адекватных заменителей прежних методов хозяйствования. Плохую службу сослужил тезис о нехватке времени. Торопливость и безответственность, непродуманность политических мер привели к неконтролируемому развитию событий, к обвалу народного хозяйства, к обнищанию множества людей, к невиданному социальному расслоению, к всплеску преступности. Предметом междисциплинарной общеэкономической теории являются важные вопросы, которые и до сих пор продолжают волновать умы, остаются темой жарких споров. Является ли коммунизм и в самом деле утопией или он - ещё не реализованная историческая возможность? Была ли Перестройка -85 объективной закономерностью или исторической случайностью? Почему распался СССР? Новая теория анализирует все основные аспекты «радикальной экономической реформы»: спад производства, инфляция, приватизация, конкуренция, экономическое пространство, торговля, социальное расслоение и др. По-новому рассматривается и вопрос о классах и классовой борьбе, о политических партиях и реальных общественных потребностях. Девяностые годы прошли под знаком разрушения, а не созидания. Дальнейшее развитие событий в этом направлении было чревато полной катастрофой народного хозяйства, развалом России вслед за Советским Союзом, полной потерей обороноспособности страны, всплеском социального недовольства и, в конечном счёте, новой революцией. Осознание такой перспективы привело к смене власти в России на рубеже веков. Новому руководству в лице Владимира Путина с огромным трудом удалось предотвратить самое худшее, оттащить страну от гибельной черты. Последующее десятилетие характеризовалось усилением государственного влияния и в экономике, и в социальной политике. С позиций междисциплинарной общеэкономической теории это было неизбежно и необходимо для сохранения целостности страны и её национальной безопасности. Конечно, это обернулось и негативными последствиями в виде бюрократизма, коррупции, усилением контроля за предпринимательской деятельностью, некоторыми ограничениями политических свобод. Но всё это было гораздо меньшим злом по сравнению с тем, что ожидало страну на финише ельцинизма. Современная общеэкономическая теория ясно показывает, в каком состоянии находится нынешнее российское общество. Объективно необходим новый импульс к развитию страны, к восстановлению и развитию отечественного производства, к переходу на инновационный путь в науке и технике. Но модернизация - это не очередная революция, а ускоренная эволюция. Большую опасность таят в себе призывы к новой либерализации, равно как и к возврату в советское прошлое. В своём дальнейшем развитии Россия больше не имеет права на сползание ни к хаосу и анархии, ни к тоталитаризму и диктатуре. Движение России по пути банального капитализма, с его безудержным эгоизмом, всеобщей продажностью и регулярными разрушительными кризисами, было бы непростительной исторической ошибкой. После всех пережитых нашей страной «измов» единственной реальной альтернативой становится путь к новому гуманному обществу. Оно возьмёт на вооружение всё лучшее из нашего исторического опыта, обеспечит устойчивое бескризисное развитие страны, благосостояние для большинства населения. Оно подаст пример другим народам, обеспечит интеллектуальное лидерство России в мире во имя своевременного и мирного разрешения обостряющихся глобальных проблем, во имя выживания и развития человечества на Земле. Междисциплинарная общеэкономическая теория работает уже на протяжении нескольких десятилетий. Она объяснила формационные перемены в историческом масштабе времени. Она выявила коренное противоречие советского варианта социализма и спрогнозировала перестройку в СССР. Она однозначно негативно охарактеризовала крайнюю опасность ельцинизма и спрогнозировала неизбежный переход от хаоса и анархии в России к управляемой и ответственной демократии. Она прогнозирует неизбежность возвращения России на путь восстановления и развития народного хозяйства, восстановления и развития отечественного производства на плановой основе, при сохранении разумной степени интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного международного сотрудничества. Она прогнозирует необратимость интеграционных процессов на постсоветском пространстве, восстановления и развития единого экономического пространства. Эти прогнозы тоже начинают сбываться. Всё это даёт основание считать междисциплинарную общеэкономическую теорию достоверной, адекватной общественной практике.

4. О внешней политике

Междисциплинарная общеэкономическая теория полезна и для разработки оптимальной внешней политики. Интеграция России в мировую экономическую систему, объективно необходимая и целесообразная, не должна повлечь за собой утраты национальной безопасности. Чрезмерная открытость внешнему миру так же опасна, как и международная изоляция. Россия должна входить в мировую экономическую систему не в качестве попрошайки или иждивенца, а в качестве самостоятельной силы, способной как отстаивать национальные интересы, так и приумножать мировое богатство. Важным результатом междисциплинарной общеэкономической теории является разработка относительно простой и в то же время достаточно общей математической модели мировой динамики. Модель включает семь уравнений и отражает влияние важнейших социально-экономических факторов на динамику «функции мирового богатства» (ФМБ). К этим факторам относятся природные ресурсы, численность населения, производственные фонды, объём экономического пространства, научно-технический прогресс, мотивация труда. Модель пригодна для имитационного исследования основных тенденций мирового развития в историческом измерении. Модель показывает, что при общем экспоненциальном росте мирового богатства имеет место противоречивый, возвратно-поступательный характер мировой динамики. При этом динамика ФМБ обнаруживает интересную закономерность: с самого начала проявляется тенденция к всё менее возвратному и всё более поступательному изменению во времени. В своём движении к прогрессу человечество ведёт себя как гигантская самообучающаяся система. На каждом историческом этапе спады становятся всё менее глубокими, продолжительность ремиссий всё больше сокращается, скорость и уровень подъёмов возрастают. Исторический процесс «спрессовывается во времени». Эти результаты вполне согласуются с известным феноменом сжатия сроков научно-технического прогресса. Волны технологических изменений, порождавшиеся научными открытиями и изобретениями, следовали одна за другой с всё более короткими интервалами. Промежуток времени между открытиями «чистой» науки и началом их использования в технике всё время сокращался. Понадобилось около ста лет, чтобы паровая машина заняла своё место в промышленности; для электрической энергии этот интервал составил около пятидесяти лет; для двигателя внутреннего сгорания период начала широкого использования сократился до тридцати лет. Ещё меньше времени прошло от открытия цепной реакции деления атомных ядер до её практического использования в военных и мирных целях. Может показаться, что сказанное не имеет прямого отношения к внешней политике России. Но это лишь на первый взгляд. Человечество вступает в эпоху нанотехнологий. Нетрудно представить себе, к какому расцвету цивилизации может привести использование этих открытий. И, наоборот, к какой катастрофе может скатиться человечество, окажись эти средства в руках бессовестных эгоистов от экономики и безответственных авантюристов от политики. Междисциплинарная общеэкономическая теория однозначно прогнозирует самоуничтожение человечества, если оно в наступившем веке не проникнется ответственностью за свою судьбу, если оно не найдёт в себе сил осуществить в эту «наноэпоху» необходимые социально-экономические перемены, с целью обуздания безудержного эгоизма национальных элит с их безудержной конкуренцией и конфронтацией. От конкуренции и конфронтации - к координации и сотрудничеству! Это теперь не просто лозунг, а непременное условие выживания и развития цивилизации. Это тем более важно, что нынешний этап научно-технической революции разворачивается на фоне опасного обострения глобальных угроз. Междисциплинарная общеэкономическая теория формулирует коренное противоречие современной эпохи как противоречие между объективно неизбежной глобализацией рынков с одной стороны и сохраняющимся разъединением народов планеты перед лицом общей опасности - с другой. Истощение запасов полезных ископаемых, нехватка энергоресурсов и продовольствия, глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза исчезновения существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод - всё это реалии, которые создают угрозу жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм - лишь следствие. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики. Победить этот букет глобальных угроз можно лишь общими усилиями. Организация Объединённых Наций должна стать более дееспособной. Ныне перед ООН встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот в общественном сознании от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конфронтации к сотрудничеству. Сможет ли человечество выжить? Сумеет ли оно начать действовать по согласованному разумному плану? Хватит ли коллективного разума своевременно осуществить крупные международные программы: гуманитарные, научно-технические, социально-экономические? Выявленный междисциплинарной общеэкономической теорией характер мировой динамики вселяет надежду. Человечество уже многому научилось. Мир в свое время стал свидетелем окончания холодной войны, устранения железного занавеса, заявленного намерения осуществить «перезагрузку» во взаимоотношениях между двумя ядерными сверхдержавами - Россией и США. Россия предпринимает беспрецедентные усилия по усилению интеграции на постсоветском пространстве, по налаживанию сотрудничества стран Европы и Азии. Идёт непростой диалог между Россией и НАТО. К сожалению, эти интеграционные процессы встречают сопротивление, дают сбои в различных точках земного шара. Особенно опасны события на Украине и ввод западных "санкций" в ответ на меры, предпринимаемые Россией для защиты своей безопасности. Необходимы политическая воля и большое дипломатическое искусство, чтобы не допустить срыва проявлений доброй воли, поставить заслон на пути попятного движения истории, исключить рецидив гонки вооружений.

5. Идеология или наука?

Междисциплинарная общеэкономическая теория - это серьёзная наука, а не одна из многих идеологий. Различие между наукой и идеологией хорошо просматривается уже на бытовом уровне. Есть хороший еврейский анекдот. Приходит к раввину старуха. Жалуется, что у неё сдохла курица, и просит совета. Раввин дал ей совет. Через несколько дней у старухи сдохла ещё одна курица, и она снова пошла за советом к раввину. Раввин опять дал ей совет. Но прошло несколько дней, и у старухи сдохла третья курица. Старуха получила от раввина очередной совет. Так продолжалось до тех пор, пока у бедной старухи не передохли все куры. И когда она в последний раз обратилась к раввину, тот сказал: «Как жаль, а у меня ещё столько идей было!» И в самом деле, идеологий можно напридумывать сколько угодно. Их много: либеральная, тоталитарная, какие-то промежуточные. Серьёзная наука всегда одна. Все идеологи это хорошо понимают и часто стремятся замаскировать свою идеологию под серьёзную науку. Но между идеологией и наукой большая разница. Она в том, что целью науки является не выдумка, выгодная её автору, а отражение в человеческом сознании объективных явлений и процессов материального мира. На это утверждение часто возражают, что учёные тоже люди, что им свойственно ошибаться и что с этой точки зрения между идеологией и наукой нет принципиальной разницы. Это возражение не меняет сути дела. Тот факт, что дважды два четыре, уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Современное естествознание располагает столь же точным знанием множества научных истин. Сложнее в гуманитарных науках. Они ещё не достигли такой же степени строгости и достоверности. Но дело постепенно идёт к этому. Междисциплинарная общеэкономическая теория вносит вклад в этот объективный процесс сближения гуманитарных и естественных наук. Естествознанию проще в проверке достоверности научных знаний - можно поставить эксперимент. В обществоведении эксперимент не поставишь. Здесь решающим критерием достоверности научного знания служит сравнение научной теории с общественной практикой, с жизнью. Для проверки истинности новой теории здесь требуется большой промежуток времени, как правило, выходящий за рамки жизни учёного, а иногда и многих поколений. Такая проверка обычно становится уделом потомков, если они, конечно, хотят этим заниматься. В статье 13 Конституции Российской Федерации записано, что в нынешней России признаётся идеологическое многообразие и что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это важное конституционное положение должно относиться именно к идеологии, но не к науке. По мере развития гуманитарных наук политики в возрастающей мере смогут опираться на их результаты. А пока в моде форумы, дебаты, круглые столы, мозговые штурмы. Говорят, что в спорах рождается истина. Всегда ли это так? Едва ли. Скорее всего, истина не рождается в спорах, а добывается трудами учёных. Об этом прекрасно сказал ещё 500 лет назад великий Леонардо да Винчи: «И поистине всегда там, где недостаёт разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем: там, где кричат, там истинной науки нет. Истина имеет одно единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда.» (Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.: Изд. АН СССР, 1955, стр. 9).

Перестройка -

Читайте также: