Основные отрасли муниципального хозяйства. Элементы структуры муниципального хозяйства

Базовые включают в себя:

- эк.активность домашних хозяйств

Эк.активность ком. предприятий

И правовых учреждений, которые приносят доход в регион из-за его пределов

Это экспортоориентированные пр-я или органы упр-я(+таможня), доходы которых поступают из федерального бюджета.

К базовым отраслям относятся (традиционно):промышл,с/х

Местные – отрасли эк., ориентированные преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка (в том числе и инфраструктура)

Хар -ка данных отраслей:

1. деньги,исп. Для покупки товаров и услуг в местном секторе поступают прежде всего от доходов, полученных в экспортном секторе (т.е. в базовых отраслях)

2. чем выше уровень дохода, произв. в экспортном секторе, тем выше уровень спроса на товары и услуги в местном секторе

3. в доходы базовых отраслей входят:з/п, амортизация, налоги и прибыль.

4.работники базовых отраслей расходуют полученный доход в местном секторе

5. особенностью базовых отраслей является то,что они обеспечивают поступление в регион первичного дохода

Основой территориального разделения труда и специализации региональных экономик являются факторы размещения, под которыми понимаются совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойства, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий базовых и местных отраслей и развития хозяйства регионов.

Рациональное использование территориальных факторов создает условия для привлечения инвестиций и развития экономики регионов.

Различают следующие основные группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия;

Экологические условия.

Важную роль играют факторы размещения, связанные с территориальный ми различиями в природных ресурсах и условиях.

К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы: .

Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условия.

К ним относятся:

§ климат,

§ рельеф местности,

§ характер грунтов и др.

3. Экологичес­кие факторы

Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов.

К экономическим факторам размещения относятся:

§ население и трудовые ресурсы

§ существующий производственный аппарат,

§ инфраструктура,

§ а также агломерационный эффект, отражающий результирующее влияние различных экономических факторов при их высокой территориальной концентрации.

Размещения предприятий местных отраслей.

К их числу, как уже ранее отмечалось, относятся торговля, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.



Основным фактором, оказывающим влияние на размещение предприятий данной группы отраслей, оказывается численность населения.

Водные ресурсы при современном уровне развития производительных образуют исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства и развития городов.

Несмотря на близость к Европе, Псковская область является одним из беднейших регионов России: валовой региональный продукт за 2009 год составил 74 миллиарда рублей (70-е место).

Объём отгруженных товаров за первое полугодие 2010 года составил 22,2 миллиарда рублей, продукция сельского хозяйства в 2009 году - 9,3 миллиарда рублей, объём работ в строительстве в 2009 году - 6,1 миллиарда рублей.

Структура экономики Псковской области:

1. Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики области. Доминирующие отрасли сельскохозяйственного производства - молочное и мясное животноводство, птицеводство, Переработка местного

2. 2.среднее машиностроение (пр-во электродвигателей, моторредукторов, электросварочного оборудования, аппаратура связи, высоковольтное оборудование)

3. пр-во строительных материалов(пр-во кирпича, железобетонных конструкций)

4. топливная промышленность(добывается топливного торфа до 800 тыс.тонн в год.)

7. Система показателей соц-экономического развития региона.

Система количественных измерений: 1)стоимостные показатели (на макроуровне) . Основные из них: а)ВРП – результат деятельности институционных единиц, являющихся резидентами данного региона. В состав ВРП не включается оценка результатов экономической деятельности, относимых к функциям национальной экономики(оборона, ЦБ, общегосударственное управление); б)региональный доход – сумма первичных доходов, полученных резидентами данного региона(з/п, прибыль, расходы, доходы).Региональный доход отличается от ВРП на величину сальдо первичных доходов, переданных и полученных из-за пределов региона. 2)натуральные показатели(на микроуровне). В целом система показателей должна давать обобщающую оценку: соц. параметров региона, характеризовать экон-кие условия, отражать характеристики инфраструктуры. Базовый перечень показателей развития региона должен включать следующие блоки: демографические, общеэкономические, промышленность, с/х, транспорт и связь, малое предпринимательство, труд и занятость, инвестиции, финансы, ден. расходы и доходы населения. Индикаторы – плановые ориентиры, используются в качестве инструментов управления хозяйством. Примерная система индикаторов: 1.индикаторы экон-го развития(объем и темпы роста производства, структуры производственных затрат, инвестиционная актуальность), 2)соц. индикатор(уровень развития непроизводственной сферы, занятость и безработица, показатели соц. поддержки нас-я, его доходы и расходы), 3)общие индикаторы(уровень инфляции), 4) основные параметры экон-го регулирования. Интегральные показатели позволяют оценить результат деятельности органов власти и управления и динамику развития региональной системы. Используются для оценки инвестиционного потенциала и риска и условий развития тех или иных видов экономической деятельности. 2 методики: 1я)расчет интегрального показателя уровня жизни населения. Состав частных показателей: демографические, экон-ие, показатели обеспеченности нас-я объектами и услагами соц. сферы; 2я)расчет интегрального показателя соц-экон-го развития тер-рии. Состав частных показателей: демографические(только продолжительность жизни), соц-е, благосостояние нас-я, экон-ие(ВРП на душу нас-я). Показатели качества жизни нас-я: а) уровень жизни – категория, определяемая



объемом благ, обеспечиваемый уровень развития и степень удовлетворения потребностей чела. б) образ жизни, в)здоровье, г)продолжительность жизни.

8. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения

Экономический рост- увеличение масштабов регионального производства, кот. обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основе повышения их качества, кот. характеризует интенсивный тип этого роста. 2 подхода стимулирования экономического роста: 1. В условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов(теория занятости): через бюджетные инвестиции и инвестиционный мультипликатор «запустить» производство, вовлечь в него свободную рабочую силу, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить ВРП.(реципиенты) 2. В условиях полного задействования производственных мощностей(доноры) дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий. Источником роста здесь также являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые предприятиями – «точками роста ». 2 определения точек экон-го роста: а)самостоятельно действующие предприятия, способные к развитию и полному обеспечению собственных финансовых потребностей без помощи из вне; б)предприятия, имеющие хороший экономический потенциал и способные его реализовать при внешней финансовой поддержке. Части совокупности всех возможных точек экон-го роста: территории, отрасли, предприятия, программы. Способы определения (.) экон-го роста: 1)по уд. весу отрасли в общем объеме продукции, произведенной в области в определенный период:2)по доле убыточных предприятий в отрасли;3)по уровню рентабельности отраслей;4)по денежному выражению полученной отраслями прибыли;5) по совокупности ведущих предприятий;6) по бюджетной эффективности отраслей(по размеру налоговых платежей). На практике прежде всего, устанавливают отрасли приоритетного развития региона, а затем определяют круг предприятий внутри этих отраслей. Типы эк-го роста: - преимущественно экстенсивный(расширение); - преимущественно интенсивный(внутри); инновационный (наука).

Основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:

· факторы спроса;

· факторы предложения;

· факторы распределения;

· внутренние;

· внешние;

· смешанные.

Сущность и содержание государственного регулирования территориального развития. Субъект и объект регулирования. Государственная селективная поддержка регионов.

Одним из путей преодол-я рег. противоречий явл-ся использ-е мех-ма гос. регулир-я тер. разв-я. В наст. время ни в одном вопр. внутр. пол-ки нет таких разногласий м/у существом проблемы и методами ее реш-я, м/у теорией и практикой, как в вопр. орг-ции и провед-я рег. пол-ки гос-ва. Содерж-ем гос. регулир-я должна стать сис-ма орг-ционно-прав. мех-мов, способн. реально воздейст-ть на процессы тер. разв-я в интересах центра и регионов. Целью гос. регулир-я тер. развития явл-ся: 1.стимулир-е разв-я тер-рий не способных ф-онировать в режиме саморазв-я; 2.поддержка и активиз-я соц. мобильн-ти насел-я отдельн. регионов; 3.созд-е усл-й для возник-ния гос-венно значимых "точек роста" (свободных эк. зон, и т.д.).

Гос. селективная поддержка тер-рий может осущ-ся в форме: -трансфертов , напр-ных в бюджеты суб. РФ из бюджетн. фед. фонда фин. поддержки регионов с целью выравн-я бюджетной обеспеч-ти суб. фед-ии; - доп. фин. поддержки депрессивных рег-ов. Осн. критерием для опред-ия депрессивности рег-а служат расчетные превыш-я расх. над дох.; - фед. целевых программ реш-я рег. проблем (достиж-е ускорен. роста приоритетных отраслей, рост экспортн. потенциала рег-на и т.д.); - бюджетн. инвестиций и конкретн. инвестицион. проектов. С 1998 г. в фед. бюджете предусматр-ся так наз. бюджет разв-я; - отдельн. регионам (Крайний Сев.) из фед. бюджета м. б. предоставл. субсидии для пересел-я граждан из закрывающихся городов и поселков, для строит-ва жилья для переселенцев; - содействие соц. сфере рег-а; - специфич. формой гос. поддержки явл.ся устан-ние особых орг-ционно-прав. режимов на тер-рии отдельн. суб. РФ; - передача в собств-ть суб.РФ находящихся в фед. собств-ти акций АО, образован. в процессе приватиз-и; - товарн. кредиты , предоставл. за счет фед. бюджета суб.РФ для фин-вания поставок горюче-смазочн. материалов и комбикормов с/х товаропроизв-лям; - фед. гарантии по кредитам коммерч. банков, привлекаемым субъектами РФ для авансир-я текущ. расх. регион. бюджетов по обеспеч-ю соц. гарантий насел-ю; - фин. помощь регионально-отраслевым промыш. комплексам , к-ая оказывается пред-тиям, расположен. на опред. тер-рии (напр., угледобывающ. пред-тиям Печорского угольного бассейна), в целях повыш-я их конкурентоспос-ти (т.е. прибыльн-ти), а =>, и для увелич-я занятости, налоговых отчисл. в бюджет рег-а и внебюджетн. фонды; - поддержка рег-нов ч/з внебюджетн. фонды - занятости, пенсион., соц. страх-я и др., по каналам к-ых происх- перераспр-е ср-в и дотирование "проблемных" рег-ов.

Наиболее рацион. способом разреш-я противоречий м/у рег-ами и центром явл-ся предоставл-е рег-ам макс. хоз. самостоят-ти. Бюджетн. пол-ка на ур-не региона должна стать фактором, определяющ. ур-нь жизни насел-я и экон. разв-я рег-а. Регион. власти также должны иметь макс-но полную свободу во внешнеэк. деят-ти. Гос. регулир-е тер. разв-я не должно предполаг. созд-е усредненной картины разв-я рег-ов. Целью пол-ки должно стать построение России как гос-ва многообразн. взаимодействующ. рег-ов, образующих единство страны.

10Диспропорции и политика выравнивания.

Обязательной задачей любого государства явля­ется недопущение особо острых кризисных социальных, экономи­ческих, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах (или снятие их остроты) как повода к появлению аномально высокой тер­риториальной дифференциации, нежелательной ни в одном нор­мально функционирующем государстве.

Подчеркнем, что речь идет именно об аномалиях, поскольку территориальная дифференция как таковая - явление обычное и распространенное.

Наиболее остро территориальная дифференциация ощущается то­гда, когда прежнее благополучие сменилось безнадежным упадком (кризис производства, экологическая катастрофа и т.д.), а люди не имеют возможности изменить место жительства или работы и перебраться в другой, более благополучный регион. Именно в этих случаях начинают говорить о депрессивных территориях и о необ­ходимости государственной селективной поддержки определенному региону.

Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатически­ми, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания».

Ее результатом считают последовательное приближение па­раметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздей­ствия на параметры функционирования отдельных регионов ис­пользуется в различных масштабах и применительно к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно характеризующим территориальное развитие).

Так, например, крупномас­штабная политика «выравнивания» осуществляется в:

ФРГ, Италии и т.д.

В России по­литика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разра­ботки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне - применительно к уравниванию «бюджетной обеспеченности» населения, т. е. по важному, но не определяющему параметру территориального развития.

Аномально высокая территориальная дифферен­циация и территориальная дезинтеграция России, их причины, параметры и последствия были исследованы нами еще в начале 1992 года4. К сожалению, и сама ситуация

Если что постепенно «выравни­вается» по регионам, то это - уровень экономического

Анализ ситуации.

и ее параметры с тех пор существенно не изменились.

спада, - и не потому, что из кризиса выходят экономически депрессивные территории, а потому, что кризис становится регионально всеоб­щим.

Каждая страна ведет свое собственное хозяйство. Именно благодаря промышленности пополняется бюджет, изготавливаются необходимые товары, продукты, сырье. Степень развития государства во многом зависит от эффективности ведения народного хозяйства. Чем выше оно развито, тем больше экономический потенциал страны и, соответственно, уровень жизни ее граждан. Управление отраслями народного хозяйства совершают специальные органы. Зачастую стратегически важные предприятия контролируются государством.

Понятие отрасли экономики

Все предприятия, фабрики, учреждения, которые занимаются изготовлением продукции или услуг одного типа, составляют определенную отрасль. Очень часто отрасли хозяйства тесно взаимодействуют между собой. Они используют в своем производстве материалы, сырье, оборудование других областей промышленности. Все отрасли народного хозяйства можно разделить на две группы. К первой относят добывающую промышленность. Она занимается добычей полезных ископаемых, других разновидностей сырья. Также сюда включают и добычу морепродуктов. Вторая категория - обрабатывающая промышленность. Этот вид занимается обработкой всевозможного сырья и материалов. Основные отрасли народного хозяйства - это непосредственно промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортная система. Они, в свою очередь, делятся на другие подтипы.

Экономические зоны России

Территория страны имеет неравномерное распределение запасов полезных ископаемых. Именно поэтому отрасли хозяйства России образовывают две большие экономические зоны: Восточную и Западную. Первая объединяет Сибирь, Дальний Восток и характеризуется немалыми запасами ресурсов. Тут преобладает Западная часть не имеет такой сырьевой базы. Поэтому здесь отрасли хозяйства в основном обрабатывающие. В этом регионе сосредоточено 2/3 всех промышленных районов.

Отрасли народного хозяйства. Классификация

В зависимости от того, каково назначение продукции, выделяют промышленность групп «А» и «Б». Первая занимается изготовлением средств производства, вторая - продуктов потребления. Также различают производственную и Отрасли хозяйства, которые относятся к производственной сфере:


Все услуги, обслуживание населения составляют непроизводственную сферу:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • коммунальное хозяйство;
  • искусство, культура;
  • финансы, пенсионное обеспечение;
  • наука и т. д.

Газовая, нефтяная, угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс страны - очень важный показатель её развития и экономического потенциала. Газовая отрасль включает разведку месторождений газа, его добычу, транспортировку и использование. Добывать голубое топливо сравнительно недорого. Например, стоимость превышает стоимость более чем в 10 раз. Нефтяная отрасль занимается поиском месторождений, добычей и доставкой нефти. Попутно добывается и природный газ. Наиболее дорогостоящей является угольная промышленность. Каменный, добывают в шахтах. Подобные отрасли хозяйства требуют значительных финансовых вложений, а также большого количества человеческих ресурсов.

Электроэнергетика

К топливно-энергетическому комплексу относят также и производство, распределение электрической энергии. Вырабатывается она на теплоэлектростанциях, атомных и гидроэлектростанциях. Тепловые станции для производства используют газ, уголь, мазут или торф. При их сжигании тепловая энергия превращается в электрическую. На берегах крупных водоемов сооружают гидроэлектростанции. Себестоимость производимой ими электроэнергии гораздо ниже. Если район не имеет рек и больших запасов топлива, то сооружаются атомные электростанции. В их работе используются Расход топлива при этом значительно меньше. Еще одно несомненное преимущество - сохранение чистоты окружающей среды. Новое слово в энергетике - геотермальные станции. Они используют внутреннее тепло земли (расположены вблизи вулканов).

Металлургия

Отрасли хозяйства многих стран (в том числе и России) включают производство черных и цветных металлов. Выделяют металлургию полного цикла (производство чугуна, стали, проката) и передельную, в которой чугун отсутствует. На размещение предприятий такого типа влияет наличие сырья и электроэнергии. Отрасли народного хозяйства России, которые занимаются производством стали и проката - одни из мировых лидеров. Технология изготовления цветных металлов имеет ряд особенностей. Прежде всего добываются руды, затем происходит их обогащение. Производится концентрат, черновой металл. Для придания ему необходимых свойств и параметров выполняется операция рафинирования. Выделяют производство тяжелых (никель, свинец, олово) и легких (алюминий, Металлургия тяжелых металлов является материалоемкой: производство одной тонны металла требует несколько сотен тонн руды. Чаще всего такие предприятия размещаются вблизи источников сырья.

Машиностроение

Предприятия должны учитывать ряд факторов: наличие сырья и потребителя, высокая квалификация персонала, выгодное транспортное и географическое положение. Сюда входят следующие отрасли хозяйства: автомобильная, вагоностроительная промышленность, производство судов, тракторов. Также в эту категорию включают приборостроение, изготовление бытовой техники и электронно-вычислительных машин. Данная отрасль занимается также изготовлением деталей и комплектующих.

Предприятия лесной, химической отраслей

Продукция лесопромышленного комплекса встречается нам каждый день. Это и тетради, и мебель и многое другое. Лесозаготовительные отрасли хозяйства занимаются сбором, обработкой и переработкой древесины. Зачастую такие предприятия размещаются в регионах с обширными посадками деревьев. Деревообрабатывающая отрасль изготавливает строительные детали из древесины, фанеру, мебель.

Также эта область включает лесопильную промышленность. Целлюлозно-бумажные отрасли хозяйства производят бумагу, картон, целлюлозу, бумажную тару и многое другое. Выделяют также лесохимическую промышленность. Она занимается изготовлением растворителей, метилового спирта, гидролизным производством. Химическая промышленность включает в себя изготовление волокон, красителей, пластмасс, лакокрасочную отрасль. Также в этот комплекс входит фармакология, производство веществ органического синтеза, бытовой химии.

Отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство является довольно важной составляющей экономики страны, ведь именно оно обеспечивает население продуктами питания. Данную категорию разделяют на животноводство и выращивание всевозможных растений (овощей, фруктов, зерновых и технических культур и т. п.).

Отрасли сельского хозяйства, которые занимаются разведением животных - это скотоводство (мясные, молочные породы), овцеводство, птицеводство. Также существуют фермы по выращиванию свиней, коней, рыбы, Пчеловодство также является одной из сфер животноводства.

Отраслью называется группа схожих видов . Отрасль объединяет предприятия, выпускающие схожую продукцию, например автомобили, сельхозмашины, обувь, одежду, зерно.

На этом принципе строится отраслевая классификация , т.е. объединение в группы схожих видов экономической деятельности. Она позволяет не только сгруппировать предприятия в отрасли, но и разбить их на подотрасли (производство легковых и производство грузовых автомобилей) и еще более узкие виды хозяйственной деятельности.

С другой стороны, отраслевая классификация позволяет объединить отдельные отрасли в крупные отрасли (производство одежды и обуви как часть легкой промышленности), затем — веще более крупные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и научное обслуживание и т.д.) и, наконец — в(первичный — сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство, вторичный — промышленность и строительство, третичный — услуги). В третичном секторе часто выделяют производственную и социальную инфраструктуру. Производственная инфраструктура - это прежде всего транспорт. Социальная инфраструктура (социальная сфера, социально-культурные отрасли) - это образование, наука и научное обслуживание, культура и искусство, социальное обеспечение, физкультура и спорт, туризм, индустрия отдыха, жилищно-коммунальное хозяйство.

Кроме того, отраслевая классификация позволяет объединять даже разные, но взаимодополняемые виды деятельности. Например, производство сельхозмашин, зерна и другие взаимодополняемые хозяйственной деятельности объединяют в агропромышленный комплекс (АПК).

Объединение (агрегирование) предприятий в отрасли, подотрасли, комплексы позволяет экономистам на основе статистики изучать хозяйственную ситуацию сразу во всех фирмах, производящих схожие и взаимодополняемые товары, например сельскохозяйственные и предназначенные для сельского хозяйства. Так, по данным Росстата, в 2003 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло на 1,5%. что на первый взгляд неплохо для сельского хозяйства с его традиционно невысокими темпами роста. Однако наблюдающийся с 1999 г. заметный рост сельскохозяйственной продукции далеко не компенсировал последствия экономической катастрофы, произошедшей в сельском хозяйстве России в 90-е гг.. когда вследствие неудачных реформ и общеэкономического кризиса производство сельскохозяйственной продукции в стране сократилось до 56% в 1998 г. но сравнению с уровнем 1990 г. В 2003 г. возросшее производство сельскохозяйственной продукции составляло лишь 70% уровня 1990 г., а производство зерна, молока и особенно мяса — половину и меньше. К тому же основная часть сельскохозяйственной продукции производилась вручную, так как производство этой продукции на 58% обеспечивали хозяйства населения, на 4% — крестьянские (фермерские) хозяйства и на 38% — другие сельскохозяйственные предприятия, в основном бывшие колхозы и совхозы. Производство же сельскохозяйственной техники находится в катастрофическом состоянии, сократившись в 90-е гг. во много раз, а по некоторым видам техники — в десятки раз.

Сельское хозяйство России могло бы восстанавливаться более высокими темпами, однако для этого требуется более высокий спрек населения на его продукцию и более ощутимая поддержка со стороны государства данной отрасли. Без этого сельское хозяйство России с трудом преодолевает финансовые проблемы (в 2003 г. убыточными были 50% сельскохозяйственных предприятий), вследствие чего отрасль не может решить ни свои собственные отраслевые задачи (например, восстановление прежнего уровня механизации), ни национальные (например, уменьшение зависимости России от сельскохозяйственного импорта, особенно мяса, крупномасштабное производство которого в стране подорвано, а потребляемое ранее российским животноводством зерно теперь идет на экспорт).

Отрасли непроизводственной сферы

К непроизводственной сфере относятся отрасли экономики, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, профессиональное образование, армия и органы правопорядка).

Некоторые отрасли обслуживания ( , общественное питание) иногда относят к производственной сфере, так как они имеют дело с материальными предметами.

С развитием общества роль непроизводственной сферы возрастает, что особенно наглядно проявляется в росте доли занятых в этой сфере. В 1913 г. в непроизводственной сфере было занято всего около 5% работников Российской империи. К 1990-м годам доля непроизводственной сферы в структуре занятости выросла до 35%. В 2005 г. в непроизводственной сфере России работало около 35 млн человек, что составляет почти 50% всех занятых в экономике страны. Но это все еще значительно ниже уровня наиболее развитых государств мира (в США — более 70% занятых).

Городское хозяйство представляет собой сложную динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории административно-территориального образования. Сложность системы городского хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии городского хозяйства и повышении требований к предоставляемым услугам.

В соответствии Градостроительным кодексом РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, городские поселения подразделяются:

  • - на сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);
  • - крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. человек);
  • - крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. человек);
  • - большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
  • - средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
  • - малые города и поселки городского типа (до 50 тыс. человек).

Численность населения города, а также выполняемые им функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно-территориального устройства, функциональное разнообразие отдельных территорий, многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики города как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Это означает, что город как единое, цельное образование состоит из частей, имеющих между собой постоянные и непрерывные связи. Город как многофункциональный и сложный объект может быть представлен как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

  • - градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;
  • - градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, т.е. предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;
  • - социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующейся наличием рабочих, служащих, специалистов и уровнем их квалификации, и социально-демографического;
  • - управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;
  • - пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города. Понятие "городское хозяйство" допускает трактовку как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле городское хозяйство представляет собой Совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:
  • - услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс, связанные в основном со снабжением производства водой, теплом и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т.д.;
  • - услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);
  • - услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.). В узком смысле городское хозяйство представляет собой комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, т.е. выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий города.

Таким образом, городское хозяйство любого муниципального образования, формировавшееся на протяжении его истории, представляет собой комплекс производственных, административных и жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций и других объектов городской инфраструктуры. Городское хозяйство имеет многоотраслевую структуру и призвано обеспечивать условия для жизнедеятельности населения на всей территории города и для функционирования предприятий всех отраслей народного хозяйства, расположенных на его территории. В современной научной литературе понятия городского и муниципального хозяйства, трактуемого как совокупность предприятий и учреждений на территории муниципального образования, не различаются. Профессор Л. Велихов определил муниципальное хозяйство как деятельность муниципалитета (городского управления) и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение: "Городское, или муниципальное, хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива". Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

  • - жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое в свою очередь состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде всего это жилищное хозяйство, которое включает, с одной стороны, жилищный фонд муниципального образования, а с другой - предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжение) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло - и электроснабжение), газоснабжения, а также предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.;
  • - городской пассажирский транспорт массового пользования: трамваи, троллейбусы, автобусы;
  • - комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;
  • - учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;
  • - службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования. Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных (городских) властей. При этом предприятия и учреждения сферы городского хозяйства выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах.

Городское хозяйство как объект управления имеет следующие особенности.

  • 1) Местный характер производства, оказания и потребления продукции (услуг). Эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий 2) Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий городского хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.
  • 3) Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим, либо совпадают во времени.
  • 4) Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы городского хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, т.е. осуществлять комплексную застройку территорий.
  • 5) Зависимость размера предприятий городского хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияют на уровень развития городского хозяйства и наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.
  • 6) Тесная взаимосвязь развития и состояния городского хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление города, его существование и обеспечивает для этого необходимые ресурсы. Город может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:
  • 1) города как административно-территориальные центры и столицы. В этом случае развитие города и городского хозяйства определяется не только экономическими, но и социально-политическими требованиями;
  • 2) город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия, которые являются наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом здесь должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления;
  • 3) многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ;
  • 4) одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, па которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и городского хозяйства обусловливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития;
  • 5) наукограды как особая категория одноотраслевых городов, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние городского хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований;
  • 6) специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например, Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление обусловливается развитием города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса. Предприятия и организации городского хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют следующие особенности организации производственной структуры и управления.

Продукция предприятий, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т.д.

Целью деятельности предприятий городского хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. В отличие от коммерческих предприятий извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий городского хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами.

Наличие на предприятиях городского хозяйства значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Отсутствие незавершенного производства и склада для готовой продукции.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением, ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников и объемом оказываемых услуг. На предприятиях городского хозяйства широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий городского хозяйства производят однородную продукцию, т.е. предоставляют один вид услуг, который на территории города, как правило, является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественным локальным монополистом (организации ресурсообеспечения) пли занимает фактически монопольное положение в производстве и предоставлении услуг (жилищная сфера), что существенно затрудняет развитие рыночных, конкурентных отношений в городском хозяйстве. Городское хозяйство является первоосновой жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности организации управления системами жизнеобеспечения города зависит уровень развития услуг городского хозяйства, определяющих качество жизни населения.

Цель организации управления городским хозяйством заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: содержания жилищного фонда, обеспечения надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и ремонта зданий, сооружений и коммуникаций па территории муниципального образования, обеспечения безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения города.

В настоящее время важнейшей первоочередной проблемой повышения эффективности функционирования городского хозяйства является совершенствование организации управления. Актуальность этой проблемы заключается в том, что городское хозяйство является одной из самых социально значимых и сложных территориально-отраслевых систем, находящихся в постоянном изменении вследствие роста городского населения и необходимости увеличения объемов предоставляемых услуг и повышении их качества. Это требование обеспечивается за счет создания новых или увеличения масштаба деятельности существующих предприятий. В результате появляются новые проблемы, задачи, вопросы, решение которых не предусматривалось существующей системой управления, поэтому возникла необходимость создания новых органов управления или внесения корректив в существующие.

Одной из особенностей современной системы управления городского хозяйства является ее соответствие административно-территориальному делению Российской Федерации. Это связано с необходимостью управления предприятиями отрасли с максимальным учетом специфических особенностей каждого субъекта и отдельного населенного пункта. В настоящее время во всех областях созданы комитеты ЖКХ. На уровне федерального центра управление осуществляется с помощью Департамента строительства и ЖКХ и Управления реформой ЖКХ.

Таким образом, каждая отрасль городского хозяйства является, с одной стороны, сферой деятельности городских (муниципальных) властей и подсистемой в общей системе управления муниципального образования, а с другой - подсистемой в соответствующей отраслевой системе более высокого (регионального или федерального) уровня. Следует также учитывать наличие в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть должна обеспечить координацию работы субъектов всех форм собственности, используя как властные, административные, так и экономические механизмы. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы городского хозяйства должны учитываться:

  • - место данной подсистемы городского хозяйства в общей системе муниципального образования и ее взаимосвязь с другими подсистемами;
  • - взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами разных форм собственности;
  • - законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Выработка наиболее эффективной схемы организации управления деятельностью отдельных подсистем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий, ответственности и тесного взаимодействия с органами государственной власти, а также с населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием форм самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на городские службы и учреждения.

Размещение на территории городского образования различных хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций, объектов социальной сферы, органов власти и управления требует эффективной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для жизнедеятельности населения, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства и в первую очередь - жилищно-коммунального. Особенностью организации управления городским хозяйством также является наличие значительного числа мелких и экономически слабых предприятий и организаций. Появление их обусловлено тем, что в общем количестве городов страны основная доля приходится на малые и средние города, в то же время необходимо производить все виды услуг городского хозяйства в каждом из этих городов. Эта тенденция будет постоянно усиливаться в связи с развитием коммунального хозяйства в сельской местности, поэтому для координации деятельности этого хозяйства необходимо создавать новые органы управления в районных, городских и сельских администрациях. В малых и средних городах для производства услуг городского хозяйства предприятия часто входят в состав объединений, комбинатов коммунальных предприятий или других организационных форм.

Возрастающая роль территориального аспекта в планировании и управлении городским хозяйством ставит новые задачи перед развитием теории и методологии управления регионами и городами страны, предусматривает перенос всей полноты власти по организации городского хозяйства на муниципальный уровень. Это в свою очередь предполагает необходимость исследования вопросов развития городов, взаимодействия и взаимовлияния их основных подсистем, их взаимоотношений с внешней макросистемой народнохозяйственного уровня управления. Результаты исследования этих вопросов являются концептуальной основой для развития направлений совершенствования системы управления городского хозяйства и жилищно-коммунального как его составляющей части.

Реформирование структур управления в значительной степени зависит от позиции городских властей. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, именно они определяют организационную структуру управления отраслями городского хозяйства, решают вопросы о сроках и формах проведения преобразований в этой сфере. Именно глава местного самоуправления наряду с законодательными органами города играет ключевую роль в процессе подготовки и принятия комплексных планов социально-экономического развития территории, являющихся основой развития городского хозяйства.

Реализация задач комплексного социально-экономического развития территории требует разделения функций управления, формирования соответствующих органов управления и их взаимодействия. В современных условиях в связи с ограниченностью ресурсов городской власти, в том числе финансового и материального обеспечения, необходимо использовать ряд принципов, определяющих важнейшие проблемы развития города и территории. Такими принципами являются:

  • - приоритетность, ключевое значение для развития территории города;
  • - межотраслевой характер, учет городских и районных интересов при решении проблемы;
  • - социальная направленность;
  • - управляемость, т.е. наличие в механизме управления реальных рычагов для разработки программы действий и организация их безусловного решения.

Для эффективного функционирования механизма предоставления услуг городского хозяйства населению особенно важны следующие моменты:

  • - постоянный мониторинг качества предоставляемых услуг;
  • - активное участие высшей исполнительной власти города в процессе организации, повышения уровня качества предоставляемых услуг;
  • - оценка эффективности функционирования системы предоставления услуг, ее сравнение с действующими в этой сфере стандартами;
  • - постоянная связь с потребителями услуг, которая помотает принятию решений и выработке общих направлений политики в этой сфере. Принципы распределения обязанностей существенным образом влияют на структуру системы управления городом. Весьма важной задачей в этой структуре является создание целесообразного состава системы функциональных органов управления, которые обеспечивают деятельность главы администрации по управлению городом. К настоящему времени в основном сложилась структура управления городом.

Важнейшим условием формирования новых форм организации управления городским хозяйством, обеспечивающих защиту интересов потребителей и гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений. Такие от ношения должны создаваться на основе разделения функций, полномочий и ответственности собственника имущества в городе, управления этим имуществом, предприятий, предоставляющих услуги или выполняющих работы, т.е. при создании полноценных договорных отношений между участниками. При этом муниципальные органы власти в качестве собственника имущества выступают заказчиком услуг городского хозяйства на основе формирования муниципального заказа и контроля его исполнения.

Таким образом, базой формирования новой системы управления городским хозяйством является муниципальный заказ - установленное задание на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Исполнение муниципального заказа направлено па решение следующих целей: обеспечение оптимальных объемов и качества поставки населению и другим потребителям муниципального образования услуг предприятий городского хозяйства при минимизации соответствующих затрат; улучшение общего уровня жизни населения муниципального образования; формирование конкурентной среды в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг (ЖКУ) с учетом уровня общественно необходимых затрат; обеспечение взаимной ответственности за исполнение муниципального заказа всех партнеров: органов по управлению объектами жилищно-коммунального назначения, производителей и поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг, а также получателей (потребителей).


1. Экономика города


Слово-«экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкос», что означает хозяйство. Если руководствоваться этим подходом, то экономика города - это городское хозяйство. В таком случае экономику города следует, рассматривать с точки зре­ния состояния производительных сил и производственных отношений. В первом случае речь идет о материально-технической базе городского хозяйства, а если говорить конкретно о системе средств производства (средств труда и предметах труда), технологиях, с помощью которой производятся материальные блага и услуги.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.

Существует классификация городов:

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

Свыше 3000

Крупнейшие

Свыше 1000 до 3000

Крупные

Свыше 250 до 1000

Свыше 5000

Большие

Свыше 100 до 250

От 1000 до 5000

Средние

Свыше 50 до 100

Свыше 200 до 1000

Малые

Менее 50

Менее 200

В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций

Многофункциональные центры автономных республик и областные центры . Как правило это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.

Малые города. Для них Характерно преимущественное развитие организационно - хозяйственных; торгово - распределительных, административно - культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.

Города - оздоровительные центры , где высокий удельный вес занятых в здравоохранении.

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других - промежуточных типов по отношению к перечисленным и новых (например, города-спутники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежащего крупного города, агрогорода, города - центры туризма).

В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.

Групповая система расселения - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями

С преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С невыраженными функциями (2%).

В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.


2. Состав городского хозяйства.


Экономика всякого города представляет собой определенное единство градообразующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.

В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержанияжилищногофонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

градостроительное регулирование и землеустройство;

управление городским имуществом;

городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т.п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.

Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.

В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.

В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.

В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).

3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности - государственная, частная и муниципальная.

Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.

Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):

Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

Объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

Учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.

Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.

Экономика города - это также система организационно-экономических отношений, которые выражаются в специализации производства, типичных формах кооперации труда, комбинировании производства.

Многообразна и система управленческих отношений. Это отношения между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципалитетом, а также между последним и субъектами - физическими и юридическими лицами; внутри территории.

4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».

Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

Что строить?

В каких объемах?

За счет каких средств?

Как повлияет развитие строительства на экономику города?

Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритетыотношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.

Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:

  • Выяснение условий возникновения городских поселений и факторов, влияющих на их развитие
  • Определение научных и методологических основ градостроительного проектирования
  • Обоснование размещения градостроительных объектов производственной и непроизводственной сферы в процессе районной планировки.
  • Нахождение научного обоснования подходов к управлению процессом застройки городов и их реконструкции
  • Выяснение принципов территориального развития городов.

Читайте также: