Здание двенадцати коллегий и его окружение. Двенадцать коллегий

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.

Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.

Университет. XIX в.

На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.

Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.

Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.

Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.

Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.

Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.

Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.

С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.

Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Приложение 8 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИЙ ЦАРИЦЫНСКОЙ ЧК 1. Протокол заседания Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссии1 ноября 1918 годаПрисутствовали:Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией т. И. Локатош.Член

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Одна из двенадцати Впервые ее имя встречается в трудах древнегреческого философа Гераклита. После него об одной из самых знаменитых прорицательниц, Сивилле, писали римляне Плутарх и Овидий, Цицерон и Вергилий. Даже спустя много веков ее изображения появлялись в

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Законы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем

автора Белов Александр Иванович

Конь о двенадцати головах Похожий сюжет мы часто встречаем и в русских сказках. Так, небесный конь привозит Ивана-царевича в солнцево царство и спускает его в преисподнюю. При этом конь мыслится как дарователь всяческих благ, счастья, здоровья, богатства, удачи. Конь как

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Огненный змей о двенадцати головах В русских сказках имеется персонаж – великан Усыня. Он стоит наравне с такими персонажами-великанами, как Горыня, Дубыня. Предполагается, что Горыня связан с горами, Дубыня – с дубами, а Усыня – то ли с длинными усами, то ли с водами реки,

автора

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

МГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Здание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

СПИСОК ДВЕНАДЦАТИ Но что же за двенадцать городов? Насколько согласованно и часто письменные источники твердят об их количестве, настолько же молчаливы они при названии самих этих городов: и при подсчетах можно догадаться, что претендентов в этот список больше, чем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора

Здание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Здание типографии и издательства газеты «Правда» Современный адрес - Исполкомскаяул., 12/Херсонская ул. 12.Здание построено в 1933–1934 годах по проекту архитектора Д.П. Бурышкина на пересечении Исполкомской и Херсонской улиц.«Правда» как одна из важнейших советских газет

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Описание полукружия, двенадцати колонн и урн Напротив этих ворот стоит главный предмет всего полукруга (алтарь), восходящий до самой высоты базилики. Он, по числу двенадцати Апостолов Спасителя, увенчан двенадцатью колоннами, которых вершины украшены огромными,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Учение двенадцати апостолов («Дидахе») «I1 Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие (Втор. 30:15; Иер. 21:8). 2 Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (Втор. 6:5; Сир. 7:32), во-вторых, – ближнего своего, как себя

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Здание «Двенадцати коллегий» - ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова.
Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии), позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий, первая четверть XVIII века

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.


Вид здания 12 коллегий

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий.
Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.


Лансере Евгений Евгеньевич. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. 1903

В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор.


Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров.


Двенадцати коллегий здание в Санкт-Петербурге. Арх. Д.А. Трезини. 1722-1742. Вид здания Двенадцати коллегий. Гравюра О. Элигера. Начало 1730-х гг.

Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Именно из-за участия в ансамбле этой площади Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всего лишь выходит на неё торцом.


Здание Двенадцати Коллегий.Анжело Тозелли. Панорама Санкт-Петербурга.1820 года.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки.


Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий с башни Кунсткамеры. Нач. 1730-х гг.

Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.


ВАХМИСТР Драгунской роты, с 1756 до 1761 года. Вид изображает того времени часть здания двенадцати Коллегий, в С.-Петербурге.

Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным.
Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе – дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.


Здание Двенадцати коллегий на панораме Тозелли 1820 г.

По плану расположения учреждений, составленному губернатором Санкт– Петербурга А. Д. Меншиковым в 1722 г., первый участок от Невы отводился Аудиенц-коллегии, второй - Сенату, третий - Коллегии иностранных дел, четвертый - Военно-сухопутной и Военно-морской коллегиям, далее предполагалось разместить Юстиц-коллегию, Камер-коллегию, Штатс-коллегию, Комерц-коллегию, Мануфактур-коллегию, Главный магистрат и Синод..

Первые сваи были забиты в 1722 г., но строительство шло очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Наконец, в 1732 г. сооружение главного административного здания Санкт– Петербурга было завершено.



Здание 12 коллегий. Фрагмент гравюры Е. Внукова с рисунка М.И. Махаева. 1753 г.

В длину это грандиозное каменное трехэтажное сооружение имело 392,6 м, в ширину - 17,1, а в высоту - около 15 м.
Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, но все они тесно примыкали друг к другу.
Первый этаж восточного фасада представлял собой открытую сквозную галерею. Пилоны ее были обработаны рустом с горизонтальными швами. На стыке корпусов и по краям здания находились пилоны более крупных размеров.
Их было 13, в их нишах располагались статуи. Пилоны подчеркивали границы корпусов.
Каждый корпус состоял из трех частей: ризалита и двух боковых крыльев. В ризалитах были двусветные залы, занимавшие второй и третий этажи с выходами на балконы, которые тянулись вдоль всего фасада.
Все балконы имели ажурные кованые решетки с медальонами и гербом.
В корпуса вели 12 самостоятельных входов, каждый с высоким каменным крыльцом. Второй и третий этажи объединялись чередующимися группами пилястр и лопаток.
Ризалиты завершались пышными, в стиле барокко, декоративными фронтонами с особым рисунком для каждого корпуса. В центре фронтона помещалась эмблема коллегии, а по бокам были поставлены по две скульптуры.

Петровский зал.Фото 1898 г

Петровский зал

Западный фасад здания выглядел более просто. Вдоль 11 корпусов, начиная со второго, шла двухъярусная открытая галерея. Между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет.

Здание было окрашено в оранжево-красный цвет, на фоне которого рельефно выделялись белые пилястры, лопатки, наличники окон, и увенчано кирпично-красной крышей. Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившемуся залу Сената (Петровский зал), наиболее богато декорированному. Примыкавшие к залам помещения были оформлены скромнее.

Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734-1742 годах по проекту М. Г. Земцова и Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний.

Здание Двенадцати коллегий, 1912 год

С течением времени здание неоднократно ремонтировалось и в ходе ремонтных работ кое-что менялось. Так, вместо плоских перекрытий на втором этаже появились своды, исчезло барочное убранство фасада и украшавшие ниши статуи, но зато у входов в корпуса встали гранитные пушки.
В основном же внешний вид и убранство сохранялись. В начале ХIХ в. располагавшимся в здании Двенадцати коллегий учреждениям становится тесно - Сенат и Синод должны были переехать в строившиеся великолепные апартаменты на левом берегу Невы. Освобождавшиеся помещения было решено отдать петербургскому студенчеству.

Церковь во имя апостолов Петра и Павла

Осенью 1823 г. университет был переведен с Васильевского острова в здание, располагавшееся на углу улиц Кабинетской и Звенигородской и принадлежавшее университетскому Благородному пансиону. Но новое помещение тесное, мрачное, с низкими потолками совсем не соответствовало своему назначению. Канцелярия же университета оставалась в здании Двенадцати коллегий, часть помещений которого занимали семьи профессоров.

В 1828 г. императором Николаем I было отдано распоряжение "поручить сделать план для будущего в доме коллегий университета, его пансиона и Педагогического института". Помещения южной части принадлежали университету, северной - Педагогическому институту, который был вновь образован в 1828 г.
Однако 10 ноября 1829 г. Николай I издает Указ о передачи всего здания Двенадцати коллегий Петербургскому университету. Составить проект перестройки здания, чтобы оно стало удобным для учебного заведения самого высокого ранга, было поручено академику архитекторы, профессору Академии художеств А Ф. Щедрину.
На строительные работы было выделено 600000 руб., и в течение 1834 и 1835 гг. они были в основном проведены. В 1836 г. Николай I отдал университету участок земли вдоль лицевого фасада.
Известный в те времена садовник Бук разбил здесь вдоль всего здания сад. От улицы сад с тех пор отгорожен чугунной решеткой, основание ее сложено пудожским камнем.


Дома, существовавшие на берегу Большой Невы до строительства здания Двенадцати коллегий. Кристиан Марселиус 1720-е гг.

В центральной части здания были сооружены парадный вход и лестница, церковь, освященная 29 июня 1837 г. во имя апостолов Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал) с хорами и колоннами из искусственного мрамора.
Замечательная, почти четырехсотметровая галерея во втором этаже была застеклена. Она вызывала неизменное восхищение всех посетителей как прошлого так и нашего века.
Так, гость Санкт– Петербургского университета писал в журнале ”Современник” (1838, т. Х): ”Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук”.

Галерея.

В шкафах галереи помещались книги университетской библиотеки и пособия по естественной истории и физике. Из архивных документов известно, что 63 шкафа содержали образцы минералогического кабинета. Мебель - шкафы, столы, стулья и т. п. - была выполнена по рисункам А. Ф. Щедрина.

Библиотека. Фото 1898 г

Торжественное открытие Санкт – Петербургского университета в перестроенном для него здании состоялось 25 марта 1838 г.,
а незадолго до этого, 14 марта, здание университета посетил Николай I. Гостями праздника были почти все известные ученые Санкт – Петербурга, видные государственные чиновники, высшее духовенство, люди науки и искусства. В университетской церкви по этому случаю был совершен молебен, оттуда гости направились в зал торжественных собраний. Затем им была предоставлена возможность осмотреть весь университет - учебные аудитории, кабинеты и знаменитый своей красотой и убранством Петровский зал.

Петровский зал

Среди учеников и преподавателей университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, в здании расположен его мемориальный музей-архив. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания. В советское время университет носил имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.


В настоящее время здание Двенадцати коллегий остаётся Главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы университета. В здании имеется «Петровский зал», в котором, кроме различных торжественных мероприятий, регулярно проводятся концерты для широкой публики.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".

Северный фасад

Восточный фасад


Южный фасад. Фрагмент

Вид с Невы

Памятник М. В. Ломоносову

Интерьеры здания


***

Санкт-Петербург и пригороды

Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.

Главный педагогический институт

С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин.

С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа.

С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.

Здание сегодня

В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год – имя первого секретаря обкома ВКП(б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета – одного из лучших вузов России.

Здание двенадцати коллегий является одним из самых ранних сооружений на Васильевском острове, сохранившихся до наших дней. Здание состоит из двенадцати корпусов.

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий. Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.

В 1724 году состоялся первый в России конкурс на разработку проекта здания Двенадцати коллегий, который, однако, не дал результатов – ни один из представленных проектов так и не был утвержден. В результате - нижний этаж возводился по замыслу Д. Трезини, верхние – по проекту архитектора Т. Швертфегера. Строительные работы по возведению здания велись с 1722 по 1742 года под руководством сначала Д. Трезини. а затем М.Г. Земцова. Длина здания составила четыреста метров. Здание состоит из двенадцати одинаковых, вплотную примкнувших друг к другу секций-корпусов. Боковой фасад обращен к Неве. Грандиозное трехэтажное здание имеет единую крышу и огромный четырехсот метровый коридор. Корпуса-секции были украшены фигурными наличниками и аттиком с лепкой.

В 1802 году коллегии были заменены на министерства, а часть здания была передана Главному педагогическому университету. который в 1819 году был преобразован в Петербургский университет.

Административный центр в Петербурге переместился на левый берег Невы, а на васильевском острове образовался центр высшего образования и научной жизни. Здание Двенадцати коллегий было полностью передано во владение Петербургскому университету.

Позже в здании был произведен ряд перестроек. В частности, открытая арка главного фасада была застеклена, появилась парадная лестница и белоколонный актовый зал. Первоначальная внутренняя отделка сохранилась только в Петровском зале: скульптура, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой. Сегодня в здании Двенадцати коллегий по-прежнему размещается Санкт-Петербургский государственный университет, с именем которого связаны имена таких ученых, как Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, А.С. Попов, И.М. Сеченов и другие.

Читайте также: