Ответственность за несдачу декларации ип. Санкции за несвоевременную сдачу налоговой отчетности

Штраф за несдачу декларации по налогу на добавленную стоимость назначается налогоплательщику, опоздавшему со сдачей отчетности. При наличии суммы НДС к уплате рассчитать сумму штрафа за не вовремя сданную декларацию по НДС несложно. Однако если не вовремя сдана декларация по НДС с нулевой суммой налога, может возникнуть вопрос: возможен в этом случае штраф за несвоевременное предоставление декларации по НДС? Подробнее об этом - в нашей статье.

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации по НДС, так же как и штрафа за несдачу декларации по НДС, рассчитывается по общим правилам. Эти правила содержит п. 1 ст. 119 НК РФ. Согласно им размер штрафа определяется исходя из 5% от суммы налога к уплате за каждый месяц (неполный или полный) с того дня, который был назначен для представления декларации. Величина штрафа не может превышать 30% от указанной суммы и не может быть менее 1 000 руб.

Подробнее об ответственности за неподачу декларации и о вопросах, возникающих по ней, читайте здесь .

Штрафа за уточненную декларацию по НДС можно избежать, если:

  • подать уточненку до завершения срока представления первоначальной декларации, т. е. в срок (п. 2 ст. 81 НК РФ);
  • уточненка подается после завершения срока представления первоначального отчета, но до истечения срока уплаты налога, а ИФНС ошибки в первоначальной декларации не выявила или не успела проинформировать налогоплательщика о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ);
  • до подачи уточненки, представляемой после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, уплачены недоимка и пени, а выездная проверка, проведенная до подачи уточненки, не выявила ошибок (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Часто возникает вопрос: если ситуация с несвоевременной сдачей декларации по НДС возникает в отношении отчета с нулевой суммой к уплате, взыскивается ли в этом случае минимальный штраф за несданную декларацию по НДС в размере 1 000 руб.? Единого ответа на этот вопрос нет.

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате: точка зрения чиновников

Позиция чиновников такова, что налогоплательщик не освобождается от штрафа за непредставление декларации по НДС, даже если в ней не указывается сумма налога к уплате и отсутствует недоимка. Штраф за такое нарушение предусмотрен ст. 119 НК РФ (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, Минфина России от 23.11.2011 № 03-02-08/121 и 27.10.2009 № 03-07-11/270, УФНС России по Москве от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@). Соответственно, это в полной мере относится и к штрафу за несвоевременное представление декларации по НДС с отсутствующей суммой к уплате.

Мнение чиновников поддерживают некоторые суды (постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57, Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 418/10 по делу № А68-5747/2009, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 № Ф08-2313/2016 по делу № А32-42102/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2012 по делу № А03-7357/2011 (определением ВАС РФ от 31.07.2012 № ВАС-7486/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2011 по делу № А26-5027/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу № А75-9192/2009).

Поскольку по отчету, не имеющему суммы к уплате, штраф за декларацию по НДС рассчитать не представляется возможным, а применять его надо, то в этом случае размер штрафа за несвоевременную сдачу декларации считается равным минимальной санкции — 1 000 руб. (постановления ФАС Центрального округа от 23.03.2012 по делу № А35-6471/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 по делу № А31-7500/2009, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу № А56-28215/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 № А19-20250/06-52-Ф02-674/07-С1 по делу № А19-20250/06-52).

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате: альтернативная точка зрения

Однако в отношении штрафа за несвоевременно сданную декларацию по НДС существует и мнение, отличное от мнения чиновников. Так, некоторые суды считают, что, в соответствии с нормами статьи 119 НК РФ, величина штрафа за несвоевременную сдачу декларации рассчитывается с учетом суммы налога, который следует уплатить в бюджет. Таким образом обеспечивается дифференциация ответственности в зависимости от величины налоговой обязанности. То есть если не вовремя сдана декларация по НДС и сумма налога в ней равна 0, то и штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС тоже должен быть равен 0 (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2010 по делу № А26-10911/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 по делу № А67-5928/2009, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу № А26-7635/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 № А19-697/08-32-Ф02-4671/08 по делу № А19-697/08-32).

О том, в каких ситуациях возможно снижение величины санкций, читайте в материалах:

  • «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое» ;
  • «Является ли смягчающим обстоятельством нарушение срока подачи декларации впервые?» .

Итоги

За несвоевременную сдачу декларации предусмотрен штраф, размер которого зависит от количества месяцев просрочки и суммы налога к уплате. Судебная практика по вопросу назначения штрафа за несвоевременное представление нулевой декларации неоднозначна, а чиновники считают, что отсутствие суммы налога к уплате и отсутствие недоимки не является основанием для освобождения от ответственности.

Штрафа за несвоевременную сдачу декларации можно избежать, если будут соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ.

М.Г. Суховская, юрист

Штраф за опоздание со сдачей нулевой декларации: как снизить или не платить совсем

Образец ходатайства об учете смягчающих обстоятельств можно найти: раздел «Формы документов» системы КонсультантПлюс

Как вы знаете, даже если по итогам налогового периода сумма налога к уплате равна нулю, все равно надо сдать в установленный срок декларацию по тем налогам, по которым организация или предприниматель являются налогоплательщикам ип. 1 ст. 80 НК РФ . За несвоевременное ее представление грозит штраф 1000 руб.п. 1 ст. 119 НК РФ ; п. 18 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее - Постановление № 57); Письмо Минфина от 16.02.2015 № 03-02-08/6944 Это минимальный размер санкции, установленной в НК. Но и его можно уменьшить в несколько раз, а порой и избежать штрафа вовсе.

За несвоевременное представление авансовых расчетов по итогам отчетных периодов вас не могут оштрафовать как за опоздание со сдачей декларации, даже если расчет именуется декларацией (например, как в случае с налогом на прибыл ь)п. 17 Постановления № 57 ; Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 ; Постановление 7 ААС от 06.05.2015 № 07АП-2591/2015 . В этой ситуации штраф грозит по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 руб. за каждый расчет, сданный позже срока.

СПОСОБ 1. Заявить в ИФНС или в суд ходатайство об учете смягчающих обстоятельств

При наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен не менее чем в два разап. 3 ст. 114 НК РФ . Причем на минимальные размеры штрафов, как в нашем случае, это правило тоже распространяетс яп. 18 Постановления № 57 ; Письмо Минфина от 18.06.2015 № 03-02-08/35141 .

О том, какие налоговые смягчающие обстоятельства бывают и как их заявлять, мы подробно писали:

Заметим, что двойное снижение штрафа - это не предел, суд вправе уменьшить штраф и более чем в два разап. 19 Постановления Пленума ВС № 41, Пленума ВАС № 9 от 11.06.99 . Есть решения, в которых 1000-руб -левый штраф за не вовремя сданную «нулевку» был снижен и в 10 раз (до 100 руб.)см., например, Постановления АС УО от 03.03.2015 № Ф09-699/15 ; ФАС СКО от 30.04.2014 № А53-5736/2013 , и даже в 20 раз (до 50 руб.)см., например, Постановление 20 ААС от 18.03.2014 № А09-2661/2013 . А вот снизить штраф до нуля суд вряд ли согласится, поскольку это фактически будет являться освобождением привлекаемого лица от налоговой ответственност иАпелляционное определение ВС Республики Карелия от 22.01.2013 № 33-199/2013 .

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за такое нарушение, можно заявить следующи еп. 1 ст. 112 НК РФ ; Постановления 7 ААС от 17.09.2014 № А27-17853/2013 ; 2 ААС от 11.01.2013 № А82-7050/2012 ; 3 ААС от 30.05.2013 № А74-4605/2012 , от 23.01.2013 № А74-1981/2012 ; 8 ААС от 10.07.2015 № 08АП-5698/2015 :

  • совершение правонарушения впервые и неумышленно;
  • отсутствие негативных последствий для бюджета;
  • незначительный период просрочки;
  • социальную значимость деятельности нарушителя;
  • принадлежность к субъектам малого бизнеса;
  • тяжелое материальное положение.

Ходатайствуя перед ИФНС или судом о применении смягчающих обстоятельств, лучше заявлять их «оптом», в совокупности. Чем больше обстоятельств вы укажете, тем выше шансы на то, что штраф будет снижен.

СПОСОБ 2. Уличить инспекцию в нарушении процессуальных сроков и, как следствие, в пропуске совокупного срока на взыскание штрафа

Чтобы понять, как это сделать, нужно знать правила подсчета этого совокупного срока. Допустим, фирма представила нулевую декларацию по налогу на прибыль за 2014 г. не 30 марта, как надо былоп. 4 ст. 289 НК РФ , а 6 августа. Такое нарушение, как несвоевременная сдача налоговой декларации, должно оформляться и рассматриваться в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФп. 2 ст. 100.1 НК РФ ; п. 37 Постановления № 57 . А значит, цепочка процессуальных сроков будет выглядеть так:

1п. 1 ст. 101.4 , пп. 2 , 6 ст. 6.1 НК РФ ; 2приложение № 38 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ ; 3п. 29 Постановления № 57 ; пп. 2 , 6 ст. 6.1 НК РФ ; 4п. 4 ст. 101.4 НК РФ ; 5п. 5 ст. 101.4 , п. 7 ст. 6.1 НК РФ ; 6п. 6 ст. 101.4 НК РФ ; 7п. 2 ст. 70 , п. 10 ст. 101.4 НК РФ ; 8п. 6 ст. 69 НК РФ ; 9п. 4 ст. 69 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ ; 10п. 1 ст. 115 , п. 3 ст. 46 НК РФ

И если ИФНС подаст иск уже после 07.06.2016, то он не будет удовлетворен по причине пропуска установленного срока давности на взыскание штраф ап. 1 ст. 115 НК РФ ; Постановление ФАС ВСО от 18.11.2013 № А74-702/2013 .

Что же делают инспекции? Они следуют рекомендации ФНС, согласно которой даже если налоговое нарушение заключается только лишь в представлении декларации позже срока, то все равно должен составляться акт камеральной проверк иПисьмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 1.6) .

Напомним, что на оформление «камерального» акта у инспекции есть 3 месяца и 10 рабочих дней со дня представления деклараци ип. 1 ст. 100 , п. 2 ст. 88 НК РФ . А на составление акта в порядке ст. 101.4 НК РФ - 10 рабочих дней со дня обнаружения нарушени яп. 1 ст. 101.4 НК РФ (в рассматриваемом случае это день сдачи декларации в ИФНС позже установленного срока). Чувствуете разницу?..

ВНИМАНИЕ

Доводы о несоблюдении налоговиками срока составления акта можно заявить в суде тольк оп. 31 Постановления № 57 :

  • <или> в качестве возражений на иск, который инспекция предъявила по правилам ст. 46 НК РФ;
  • <или> при оспаривании полученного налогоплательщиком требования об уплате штрафа либо решения о его взыскании.

Составление акта камеральной проверки выглядит оправданным, только если ИФНС действительно проводила такую проверку, то есть проверяла правильность исчисления заявленного в декларации налога, запрашивала объяснения по выявленным ошибкам или подтверждающие документы, проводила иные контрольные мероприятия. При этом перечень проверенных документов и сведений о проведенных мероприятиях должен быть указан в актеп. 3.1 Требований (приложение № 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) .

Если же в «камеральном» акте указано только на нарушение по п. 1 ст. 119 НК РФ и нет сведений о выявленных при проверке нарушениях и (или) о проведении мероприятий, направленных на их выявление, тогда нужно иметь в виду следующее.

Согласно НК акт камеральной проверки составляется только при выявлении в ходе такой проверки нарушений налогового законодательств ап. 1 ст. 100 НК РФ . Факт нарушения срока сдачи декларации выявляется не в ходе камералки, а непосредственно в день ее несвоевременной подачи в ИФНС. И выявление этого факта не требует проведения камеральной проверки (тем более для «нулевки»), ведь надо просто сопоставить установленный в НК срок сдачи декларации с датой ее фактического представления.

Как видите, и минимальный штраф можно свести практически на нет, но для этого потребуется приложить определенные усилия.

В 2019 году - 30 апреля, а рассчитанную сумму налога на доходы физических лиц нужно оплатить до 15 июля. За несвоевременное декларирование доходов, а также за неуплату НДФЛ предусмотрены штрафы (ст. и Налогового кодекса РФ). Рассмотрим, каков он, штраф за несдачу 3 НДФЛ в 2019 году.

Напомним на всякий случай, что декралацию о доходах нужно подавать за прошлый год (то есть в 2019 году мы подаем отчет за 2018-ый).

Если не подана нулевая декларация

Нулевая декларация - это отчетность, по которой не нужно выплачивать сборы, например, когда вычет полностью покрывает полученный доход. Если говорить проще: вы получили в прошлом году деньги, которые нужно задекларировать, но налог по ним вы платить не будете, так как он весь укладывается в размер положенного вам налогового вычета. И хотя в этом случае никаких денег государству платить не нужно, но отчитаться перед налоговой стоит обязательно.

Штраф за неподачу декларации 3-НДФЛ составит 1 000 рублей (статья 119 НК РФ). ФНС требует предоставления нулевой декларации, чтобы подтвердить отсутствие НДФЛ к уплате – так они контролируют происходящее.

Штраф за неподачу 3-НДФЛ

Если документы переданы в инспекцию позже положенного срока, и в них фигурирует сумма, положенная к уплате в госорган, то вам придется заплатить по 5% за каждый день просрочки. При этом законом установлено ограничение - штраф за несвоевременную подачу не может быть больше 30% высчитанного налога и не может быть меньше 1 000 рублей (статья 119 НК РФ).

Помните, если вы не сдали декларацию, то 1000 рублей придется отдать государству в любом случае, даже если налог уплачивать не нужно. Таков закон, предусматривающий 3-НДФЛ физическим лицом в 2019 году.

За неуплату или неполную уплату НДФЛ грозит санкция в размере 20% от суммы налога (статья 122 НК РФ). Санкция применяется в случае, если нарушение обнаружила ФНС. Если вы сами погасили задолженность вместе с пени за просрочку, то дополнительных наказаний не последует и штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ физическим лицом не будет назначен.

Пени за просрочку выплат государству составят 1/300 за каждый день просрочки - за первые 30 дней просрочки, далее - 1/150. С 2016 года ставка рефинансирования самостоятельно не утверждается, а она приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ. С 14 декабря 2018 года ключевая ставка составляет 7.75%.

За нарушения порядка декларирования доходов в электронном виде или за ошибки в расчетах также предусмотрено наказание - оно составит 200 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату НДФЛ

Если налог не был выплачен намеренно, то вас оштрафуют на 40% от размера неуплаченной суммы. Если сумма к уплате больше 600 000 рублей, но вы не подали отчетность и не выплатили ничего, то вам грозит уголовное преследование по .

Санкции для должностных лиц

Несвоевременная подача 3-НДФЛ государственными работниками влечет административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Перечень документов в налоговые структуры невелик, а вот законодательно утвержденный штраф за несдачу декларации ИП и другие возможные санкции — намного весомее. Регламент сдачи отчетности ИП требует соблюдения сроков. Предпочтительнее вовремя предоставлять документацию, нежели оказаться среди забывчивых должников.

Об отчетности в 2017 году

Налоговая декларация — это своеобразное заявление плательщика налогов о доходах, их происхождении, расходах, системе налогообложения, избранной им для своей бизнес-деятельности, об имеющихся у него льготах и других данных, на базе которых он исчисляет и осуществляет платежи в казну государства и различные фонды (ст. 80 ч. 1 НК РФ).

Вне зависимости от обстоятельств их расчета, выплаты, авансовых платежей, определенных обязательств или их отсутствия, письменную информацию об этом, согласно п. 1 ст. 289 НК РФ, налогоплательщику необходимо предоставлять в отведенные для этого сроки. За неподачу налоговой декларации ИП грозят штрафы и другие санкционные меры.

В 2017 году территориальные органы ФНС и фонды информируются о деятельности частных предпринимателей по следующим параметрам:

  • избранная система налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД);
  • наличие или отсутствие наемных работников;
  • дополнительные налоги, если таковые имеются;
  • кассовые операции (при осуществлении наличных расчетов).

Выбрав УСН, предприниматель обязан до конца апреля наступившего года проинформировать орган ФНС о функционировании своего бизнеса в предшествующем. Использование ЕНВД предполагает ежеквартальную подачу информации до 20-го числа начального месяца, идущего за отчетным кварталом. Сведения по Единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) передаются в налоговые структуры по результатам календарного года не позже последнего дня марта наступившего вслед за отчетным года.

Работающие по патентной системе декларацию не подают, а ИП, избравшие общую систему (ОСНО), предоставляют сведения о доходах физических лиц (ф. 3-НДФЛ) по результатам отчетного года до конца апреля наступившего года и отчет по начислению и уплате страховых платежей в ФСС (ф. 4-ФСС);

Вернуться к оглавлению

Наказание за безответственность

Уже год действуют изменения ст. 119 НК РФ о расчете взысканий за неподачу декларации ИП. Взыскание исчисляется от величины налога, не внесенного в казну в законодательно установленный срок. То есть найдена точка отсчета для определения штрафных санкций, которой прежде не существовало. Ответственность ИП за неподачу налоговой декларации, включая «нулевую, наступает по прошествии 10 рабочих дней после необходимого для ее сдачи срока.

Табл.1. Штрафы за непредоставление налоговой декларации ИП

Наименование отчетности Организация Последствия Основание

(законы РФ)

Налоговая декларация по НДС Учреждения всех видов собственности, кроме работающих по УСН Возможна заморозка счета.

Штраф — 5-30% от величины невыплаченного налога за каждый полный или неполный месяц неуплаты, минимум — 1000 руб.

Административное наказание (по представлению фискальной службы): от 300 до 500 руб.

Уголовное наказание за уклонение от выплаты крупных налоговых платежей (за 3 финансовых года): штраф до 300 000 руб. либо принудительные работы до 2 лет, арест на полгода или тюремное заключение на 2 года. Штраф за непредоставление налоговой декларации ИП или ложную информацию в ней установлен в ту же сумму.

ст.76 НК

ст.15.5 КоАП

Декларация по налогу на доходы физических лиц (ф.3-НДФЛ). ИП по ОСН

Работающие по УСН отправляют «нулевую отчетность»

1000 руб. за нарушение времени сдачи, в том числе и «нулевого отчета» ст. 119 НК
Декларация по земельному налогу ИП и юрлица — собственники земельных участков, используемых в экономической деятельности

Освобожденные от налогового платежа подают «нулевую» декларацию

За отсутствие «нулевой отчетности» выплачивается штраф в 1000 руб. См. виды ответственности по п.1
Декларация по УСН Организации и ИП по УСН Если платежи были внесены, то за нарушение срока подачи декларации ИП штрафуется на сумму в 1000 руб.

Возможна блокировка счета.

Если налог не уплачен, штраф — 20-40% от величины невыплаченной суммы.

ст.ст.119 НК
Декларация по ЕНВД Организации и ИП по ЕНВД Штраф за несдачу декларации ИП — 5% от невыплаченной величины сбора каждый просроченный месяц (однако не выше 30% от суммы и не меньше 1000 руб.).

При отсутствии выплат см. позицию по УСН

ст.119 НК

Вернуться к оглавлению

Нарушение сроков подачи другой информации

Кроме декларации, сдаются: форма 4-НДФЛ, предусматривающая отчетность за месяц со дня получения первого дохода (не позднее 5 дней после его окончания), и декларация по НДС по каждому кварталу до 25-го числа первого месяца будущего квартала.

При наличии сотрудников предоставляются такие сведения:

  • о списочном составе наемных работников;
  • справки 2-НДФЛ по каждому из них;
  • новая справка 6-НДФЛ, которая заполняется с 1 апреля 2016 г. и относится ко всему предприятию в целом;
  • отчет в ПФР (ф. РСВ-1, СЗВ-М);
  • о других уплаченных налогах на недвижимость, транспорт, водные ресурсы.

Табл.2. Ответственность за нарушение сроков сдачи другой отчетности

Наименование отчетности Организация Последствия несвоевременной сдачи документов Основание

(законы РФ)

Справка по ф. 2-НДФЛ о доходах наемных работников Учреждения любой формы собственности, ИП, использующие наемный труд 200 руб. за любую непредоставленную отчетность.

Административное взыскание — штраф от 100 до 1000 руб., в зависимости от категории наказываемых

п.1.ст.126НК

(ст.119 НК не используют, так как это не декларация, а справка)

ст.15.6 КоАП

Справка по форме 6-НДФЛ ИП, организации, использующие наемный труд исключительно в электронной форме За каждый просроченный месяц — штраф в 1000 руб. или блокировка расчетного счета

За недостоверную информацию и за каждый из непредоставленных документов — штраф 500 руб.

ст.126 и 126.1 НК
Сведения о среднесписочной численности работников. Все учреждения и ИП, использующие наемный труд вне зависимости от численного состава Штрафные санкции — 200 руб.

Административное наказание: взыскание с должностных лиц от 300 до 500 руб.

п.1 ст.126 НК

ч.1 ст.15.6 КоАП

Отчетность в ПФР по ф. РСВ-1 Подается ИП на УСН или ОСН с наличием сотрудников Административное наказание за непредоставленную отчетность или наличие искаженной информации в виде штрафа в 500 руб. за конкретного работника, на которого сдается ф. РСВ-1

Взыскание штрафов осуществляется ПФР через суд.

Ст.19, 20 ФЗ №212
Отчет по форме 4-ФСС Организации и ИП, которые начисляют выплаты или имеют договор с ФСС Административное взыскание: штраф — 5% от величины начисленных платежей за последние 3 месяца отчетного или расчетного периода, но не выше 30% от суммы не ниже 1000 руб. Должностные лица могут быть наказаны на 300 — 500 руб. п.1 ст. 46 ФЗ №212

ч.1 ст.15.6 КоАП

Читайте также: