Неналоговые доходы бюджета: что к ним относится? Государственные доходы К налоговым поступлениям бюджетной системы относят.

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Комментарий к статье 41 БК РФ

Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на
- налоговые доходы,
- неналоговые доходы,
- безвозмездные поступления
При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.

К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.

Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.

"Актуальная проблема"
На практике некоторые учреждения полагают, что поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы, в свою очередь, полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов, неправомерна.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ . Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007-2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

"Актуальная проблема"
Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.

Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/1.

Консультации и комментарии юристов по ст 41 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 41 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным зако-нодательством, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие положения в области формирования доходов бюджетов, закрепляет отдельные виды доходов за бюджетами разных уровней, а также определяет нор-мативы отчислений от доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим. Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, виды налогов и сборов, уплачиваемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. К законодательству об иных обязательных платежах относятся нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность и порядок уплаты различных видов платежей (лицензионных, таможенных, регистрационных и др.).

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени, взыскиваемые за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги, сборы и иные обязательные платежи составляют, как правило, около 90 процентов средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

1) доходы, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такими средствами являются:

Арендная либо иная плата за сдачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и другие доходы от использования имущества, входящего в государственную и муниципальную собственность;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия и другие неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В отношении штрафов и иных сумм принудительного изъятия установлен следующий порядок зачисления. Штрафы за нарушения законодательства об основах государственного строя Российской Федерации, о гражданстве Российской Федерации, о государственной службе, о выборах и референдумах, о воинской обя-занности и военной службе, о Государственной границе, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, а также за нарушения антимонопольного, трудового, валютного, таможенного, бюджетного законодательства (в части федерального бюджета) подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объе-ме. Суммы штрафов, применяемых в качестве санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за налоговые правонарушения, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим налогам (сборам). Суммы денежных взысканий за административные правона-рушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в равных долях в федеральный бюджет и бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Безвозмездные поступления - это средства, поступающие в доходы бюджетов в виде:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дотация представляет собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования;

субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии). Под субсидией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам в целях совместного финансирования расходных обязательств;

субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Субвенция представляет собой одну из разновидностей межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, воз-никающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Бюджетный кодекс закрепляет собственные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).

В Бюджетном кодексе устанавливаются виды доходов, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы, к которым относятся федеральные налоги и сборы, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина и другие обязательные платежи. В состав неналоговых доходов федерального бюджета помимо общих неналоговых доходов включаются:

в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

по нормативам, установленным федеральными законами, прибыль Центрального банка Российской Федерации;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

в полном объеме - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), доходы от продажи такого имущества и доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями.

Все перечисленные виды неналоговых доходов учитываются в федеральном бюджете после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса к полномочиям Российской Федерации по формированию доходов бюджетов отнесено:

установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

федеральные законы о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах и федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы российской Федерации, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

внесение изменений в законодательство Российской Федера-ции о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В состав доходов субъектов Российской Федерации входят соб-ственные налоговые доходы, а также неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по формированию доходов отнесено введение региональных налогов и сборов, установление размеров налоговых ставок по ним и предоставление налоговых льгот в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу с начала очередного финансового года (в очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона о бюджете в законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных натогов и сборов.

В состав неналоговых доходов местных бюджетов включаются доходы, поступающие от использования и продажи муниципального имущества (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Бюджетная система Российской Федерации Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями , после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

Следует отметить, что включаемые ранее в состав неналоговых доходов безвозмездные и безвозвратные перечисления с 1 января 2005 г. были выделены в самостоятельную группу доходов бюджета (п. 4 ст. 41 БК РФ).

Полный состав неналоговых доходов бюджетов определен бюджетной классификацией РФ. С 1 января 2008 г. единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы и подгруппы доходов определены Бюджетным кодексом РФ. Согласно бюджетной классификации (ст. 21 БК РФ), к неналоговым доходам отнесены:

Доходы от внешнеэкономической деятельности;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Платежи при пользовании природными ресурсами;

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

Административные платежи и штрафы;

Штрафы, санкции, возмещение ущерба;

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

Прочие неналоговые доходы.

В отличие от налоговых доходов бюджета, имеющих установленные налоговым законодательством ставки, большинство неналоговых доходов, отдельные виды которых имеют форму добровольных платежей, не имеют постоянного фискального характера. В этой связи планирование неналоговых доходов осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом изменений в законодательстве, темпов инфляции и других фактов, влияющих на их динамику.

С 2005 г. происходит резкое увеличение удельного веса неналоговых доходов федерального бюджета (до 37 %) за счет включения в их состав таможенных пошлин и сборов (для сравнения: в 2002 г. этот показатель составил 5 %, в 2003 г. – 6, в 2004 г. – 8 %). Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг. приведены в табл. 4.3.

В структуре доходов федерального бюджета в 2008 г. предусмотрены неналоговые доходы в размере 2471,2 млрд руб. (7,09 % к ВВП), что составляет 37 % общей суммы доходов, в том числе:

Таблица 4.3

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг.

Доходы от уплаты таможенных пошлин в размере 2124,6 млрд руб.;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 89,8 млрд руб.;

Платежи при пользовании природными ресурсами – 42,0 млрд руб.;

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 130,9 млрд руб.;

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 2,0 млрд руб.;

Поступление административных платежей и сборов – 4,2 млрд руб.;

Поступление штрафов, санкций, возмещение ущерба – 2,7 млрд руб.;

Прочие неналоговые доходы – 1,9 млрд руб.

Таким образом, большая часть неналоговых доходов федерального бюджета формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (39,1 % в 2007 г.). Второе и третье место по значимости принадлежит доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1,7 % в 2006 г.; 1,4 % в 2007 г.), и доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (1,8 % в 2006 г.; 1,7 % в 2007 г.).

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

автора Автор неизвестен

Статья 55. Доходы местных бюджетов 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Глава 8. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 55. Доходы бюджетов субъектов Российской ФедерацииУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации(в ред. Федерального закона от 20.08.2004

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60. Формирование доходов местных бюджетовУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые

Из книги автора

50. Доходы местных бюджетов Доходная часть местных бюджетов состоит:а) из собственных доходов и поступлений;б) финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований) и др.К собственным доходам местных

Из книги автора

Глава 4 Доходы бюджетов

Из книги автора

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

Из книги автора

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Из книги автора

Статья 47. Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся:налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в

Из книги автора

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Из книги автора

Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в

Из книги автора

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60 Утратила

Из книги автора

Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений 1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:земельного

Из книги автора

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением

Читайте также: