Военная ипотека в браке. Южно-сахалинский гарнизонный военный суд Военная ипотека если оба супруга военнослужащие

ВСЕГДА ЛИ ЧЛЕНЫ CEMЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИМЕЮТ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ОТ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА?

Е. А. Глухов

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту", и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

При этом, с момента вступления в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие в вопросе получения жилья были разделены на две категории:

1) заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) и совместно проживающие с ними члены их семей после пяти лет военной службы вправе претендовать на предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., а также офицеры, которые были назначены на воинские должности после 1 января 1998 г. в связи с окончанием военных вузов и получением в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), а также совместно проживающие с ними члены их семей вправе рассчитывать во время службы лишь на получение служебных жилых помещений.

Не вдаваясь в законность и справедливость такого разделения в зависимости от даты заключения контракта о прохождении военной службы2, отметим лишь то, что, как видно из приведенной нормы Закона, правом на жилище обладают не только сами военнослужащие, но и совместно проживающие с ними члены их семей. Кроме того, постепенно все большая часть военнослужащих с членами своих семей в период военной службы будет обеспечиваться только служебным жильем.

Вопрос № 1- Кто имеет право на жилищное обеспечение совместно с военнослужащим? I федеральный закон «О статусе военнослужащих» членам семьи военнослужащего относит супруга, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также иждивенцев военнослужащего (п. 5 ст. 2). Однако Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) несколько иначе определяет круг членов семьи нанимателя жилого помещения. Так, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (вне зависимости от их возраста). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В целях разрешениях данной коллизии Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 своего постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. № 9 (в редакции от 6 февраля 2007 г.) отметил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ.

Таким образом, необходимыми условиями обеспечения жильем вместе с военнослужащим иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание.

Вопрос № 2. Являются ли члены семьи военнослужащего самостоятельными субъектами жилищных отношений с участием военного ведомства?

При ответе на данный вопрос следует обратить внимание на процедуру получения жилых помещений военнослужащими и членами их семей. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 9 августа 2002 г. № 82-В02пр-63, договор социального найма предусматривает предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий согласно очередности, т. е. подразумевается определенная процедура предоставления жилого помещения предполагает две стадии: 1) признание гражданина нуждающимся в жилом помещении и 2) распределение ему жилья.

Сразу сделаем оговорку, что основания и порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем имеет как одинаковые, так и отличные черты по сравнению с порядком обеспечения граждан Российской Федерации жильем до договорам социального найма, приведенным в гл. 7 ЖК РФ.

Общим требованием ко всем гражданам Российской Федерации, претендующим на получение жилья от государства, является их нуждаемость в жилье. И ЖК РСФСР (ст. 28), и ЖК РФ (чч. 2 и 3 сг. 49, ч. 1 ст. 52) в качестве обязательного условия для обеспечения жильем устанавливают признание гражданина по установленным законодательством основаниям нуждающимся в жилом помещении. Об этом указал в своем разъяснении по вопросам применения ЖК РФ и Верховный Суд Российской Федерации: «Конституционное право граждан на жилище заключается, в том числе, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (выделено автором)»

4.Отличительными же особенностями порядка обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей являются следующие.

Во-первых, для реализации военнослужащими и членами их семей своего права на жилище им не обязательно нужно быть малоимущими. Действительно, так как военная служба является видом федеральной государственной службы, военнослужащих можно отнести к категории государственных служащих. Поэтому провозглашать, что защитники Отечества могут реализовать свое право на жилище только в случае их нахождения возле черты бедности, государство не вправе. Кроме того, исходя из характера военной службы, который предусматривает довольно частые смены места службы и населенных пунктов, повышенную опасность для здоровья, можно согласиться с мнением ряда ученых5 о том, что право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих обязанностей.

Во-вторых, наделение военнослужащего и членов его семьи статусом нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, как то предписано в ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, а жилищными комиссиями органов военного управления и довольствующими квартирными органами Министерства обороны Российской Федерации6.

В-третьих, только сам военнослужащий, а не члены его семьи вправе обратиться в жилищную комиссию по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях. Следует напомнить, что право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий -сбор документов, свидетельствующих об отсутствии жилых помещений в данном населенном пункте либо о несоответствии размера имеющегося жилого помещения нормам принятия на учет и др. В рапорте в жилищную комиссию военнослужащий указывает состав своей семьи, прилагает документы, подтверждающие данные сведения.

В свою очередь, жилищная комиссия воинской части, принимая решение о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья, одновременно принимает решение и о постановке совместно с военнослужащим в очередь нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке в данную очередь) членов семьи военнослужащего. Для решения данного вопроса необходимо указание об этом в рапорте военнослужащего (волеизъявление), а также приложение к рапорту документов, свидетельствующих об отсутствии у членов семьи военнослужащего права пользования на иное жилое помещение (об истечении пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения ими жилищных условий).

Следовательно, в протоколе жилищной комиссии по рапорту военнослужащего должны отражаться и решения по всем указанным в рапорте членам его семьи. И этот документ о принятом решении не позднее чем через трех рабочих дня со дня его утверждения командиром воинской части должен быть выдан или направлен военнослужащему, подавшему соответствующий рапорт о принятии на учет (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).

Возникает вопрос: как быть жилищной комиссии, если военнослужащий по какой-либо причине не указал в рапорте всех внесенных в его личное дело членов своей семьи? Например, довольно часто военнослужащий не указывает в рапорте о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении своих детей, оставшихся после развода проживать вместе с бывшими супругами.

С одной стороны, исходя из того, что право на жилище носит заявительный характер, в данном случае необходимо принимать решение только по тем лицам, которых военнослужащий указал в своем рапорте.

С другой стороны, если военнослужащий специально или непредумышленно не указал в рапорте членов семьи, с ним проживающих, то данный вопрос необходимо выяснять на заседании жилищной комиссии в присутствии заявителя7. Сами по себе неприязненные отношения между военнослужащим и членами его семьи не должны влечь для них (для членов семьи) отказ в признании нуждающимися в получении жилых помещений.

Отдельно следует остановиться на праве, на жилище детей военнослужащего, которые после его развода остались проживать с бывшей супругой. Вне зависимости от прекращения брака дети не могут быть бывшими. Они по-прежнему внесены в личное дело военнослужащего, он должен выплачивать алименты на их содержание, может получать ВПД для их проезда к месту проведения отпуска и обратно. Однако проживание ребенка военнослужащего отдельно от него формально является самостоятельным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением от военного ведомства.

По мнению автора настоящей статьи, сложившаяся ситуация требует вмешательства законодателя и внесения изменений в нормативные правовые акты в части обеспечения жильем несовершеннолетних детей военнослужащего, как проживающих совместно с ним, так и проживающих отдельно. Ведь развод и неурядицы родителей не должны сказываться на праве ребенка на жилье, которое он имел ранее, до развода его родителей. А потеря таким ребенком права на жилище происходит без каких-либо действий с его стороны.

Сходная ситуация возможна в случае, когда военнослужащий, будучи уже признанным нуждающимся в жилом помещении совместно с членами своей семьи, напишет рапорт с просьбой исключить из списков нуждающихся своего бывшего супруга (супругу) й оставшихся с ней детей. Волеизъявление военнослужащего является основанием для внесения изменений в документы жилищного учета. В этом случае автор рекомендует председателям жилищных комиссий перед принятием решений по такому рапорту оформить справку о проверке жилищных условий8, где отразить факт совместного или раздельного проживания бывшего супруга и детей военнослужащего.

Учитывая изложенное, следует согласиться с мнением Е.Н. Трофимова о том, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Даже получение жилого помещения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего является лишь следствием нереализованного при жизни военнослужащего его права на получение жилья.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-0 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу".

Статус члена семьи военнослужащего не предполагает выполнение публичных конституционно значимых функций, и несмотря на то, что члены семьи вместе с военнослужащим довольно часто вынуждены менять место жительства, претерпевать определенные тяготы, связанные с проживанием в закрытых военных городках и удаленной от «цивилизации» местности, законодатель не относит их к той категории граждан, которым жильем предоставляется бесплатно либо за доступную плату (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Сделанный вывод подтверждается и буквальным толкованием абз. 1 и 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению военнослужащего; сам военнослужащий имеет право на улучшение жилищных условий в период прохождения военной службы.

Однако если жилищной комиссией воинской части принимается решение об исключении из списков нуждающихся в получении жилых помещений бывших членов семьи военнослужащего (больше с ним не проживающих) по основанию, предусмотренному подп. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, такое решение затрагивает их права и должно быть до них доведено. Целесообразность Доведения такого решения заключается в необходимости реализации принципа правовой определенности, а также предотвращения конфликтных ситуаций на стадии получения самим военнослужащим жилья.

Исходя из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная занята его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и Должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Следовательно, члены семьи военнослужащего могут оспорить принятое в отношении их решение об исключении из числа лиц, нуждающихся в получении жилья, в СУД. Может в суд обратиться и сам военнослужащий. Разница заключается в том, что такого рода спор по заявлению военнослужащего в отношении действий жилищной комиссии и командира воинской части, Утвердившего ее решение, будет рассматриваться водным судом, а подобное заявление члена его семьи, не имеющего статуса военнослужащего судом (ст. 254 ГПК РФ).

Здесь следует сделать оговорку о том, что если оба супруга являются военнослужащими, то на них обоих распространяются в полном объеме права и социальные гарантии, обусловленные особым правовым статусом военнослужащего. Поэтому расторжение между ними брака и раздельное проживание само по себе не изменяет их правовое положение в части жилищных правоотношений.

Интересным в данном ракурсе представляется гражданское дело, рассмотренное Западно-Сибирским окружным военным судом 18 апреля 2008 г.10 В ходе рассмотрения дела суд установил следующее: «Подполковник Н. проходил военную службу по контракту в военном учебном заведении. 2 июля 2001 г. подполковник Н. и члены его семьи - супруга Н-ова, а также несовершеннолетний сын Кемеровской КЭЧ были включены в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (и соответственно ранее были признаны жилищной комиссией нуждающимися в жилом помещении).

28 августа 2006 г. Н., имеющий выслугу лет в календарном исчислении 17 лет и 1 мес., уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а на основании приказа начальника военного вуза от 11 сентября 2006 г. исключен из списков личного состава.

Супруга уволенного с военной службы Н. подполковник м/с Н-ова обратилась с рапортом в жилищную комиссию военного вуза, которая приняла решение о замене в списке нуждающихся на получение жилых помещений подполковника Н. на подполковника м/с Н-ову, однако 16 января 2008 г. начальник Кемеровской КЭЧ уведомил последнюю, что замена в списках учета одного гражданина на другого, в том числе и на члена семьи, действующим законодательством не предусмотрена, а поэтому порекомендовал заявительнице в установленном порядке встать на очередь нуждающихся в получении жилых помещений.

В заявлении в гарнизонный военный суд Н-ова оспорила действия начальника КЭЧ, связанные с отказом включить ее в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, вместо супруга, уволенного с военной службы, и потребовала обязать данное воинское должностное лицо устранить допущенные нарушения путем включения ее вместо мужа в автоматизированную систему учета со 2 июля 2001 г.

Гарнизонный военный суд удовлетворил требования Н-овой.

В кассационной жалобе начальник Кемеровской КЭЧ просил суд указанное решение отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство. При этом он, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и абз. I п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС Российской Федерации делал вывод о том, что для постановки на учет нуждающих-ся в получении жилых помещении военнослужащий обязан непосредственно обратиться с рапортом в орган, ведущий этот учет. Заявительница Н-ова с таким рапортом никогда не обращалась, а ее просьба о замене в очереди вместо уволенного мужа не является по своему содержанию рапортом о постановке в очередь для получения жилья. В заключение кассационной жалобы констатировалось, что в ходе судебного разбирательства Н-овой не были представлены доказательства того, что замена в очереди, о которой идет речь, не нарушает прав и законных интересов других лиц, а поэтому вывод гарнизонного военного суда в этой части является спорным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный суд пришел к следующим выводам.

Военнослужащие включаются в список очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами (начальниками) воинских частей (учреждений) (п. 28 Инструкции). Таким образом, датой постановки военнослужащего на учет для получения жилых помещений является дата принятия соответствующего решения жилищной комиссией.

При этом в автоматизированную систему учета нуждающихся в получении жилых помещений включаются не только сами военнослужащие, но и члены их семей, о чем свидетельствует файл этой системы «сведения о членах семьи военнослужащего», который, наряду с другими данными, содержит графы дат регистрации и утраты права на получение жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Н-ова 2 июля 2001 г., т. е. на день решения жилищной комиссии о принятии на учет всех членов ее семьи в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, обладала статусом военнослужащего, а поэтому с данной даты имела самостоятельное право состоять на данном учете, которое было невозможно реализовать ввиду того, что на учет был поставлен ее супруг Н., поэтому следует прийти к выводу о том, что со 2 июля 2001 г. (с даты принятия решения жилищной комиссией по рапорту ее супруга) Н-ова имеет право состоять на учете, о котором идет речь в настоящем судебном решении.

Данное право Н-овой состоять на учете в качестйе нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со ст. 55 ЖК Российской Федерации не прекращалось, и она как военнослужащая, проходящая в настоящее время военную службу по контракту, будучи не обеспеченной жильем, согласно ст. 56 ЖК Российской Федерации не подлежит снятию с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку не подпадает ни под один из пунктов данной статьи, а поэтому она имеет право на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации с даты постановки на учет...».

По мнению автора настоящей статьи, приведенный вывод окружного военного суда о том, что оба супруга военнослужащих не могут по раздельности состоять в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, является дискуссионным".

Во-первых, законодательство не содержит запрета на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий обоих супругов-военнослужащих. А во-вторых, нет ни в Семейном кодексе Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе Российской Федерации, ни в других законодательных актах требований к супругам проживать вместе. Поэтому ничто не запрещает супругам-военнослужащим проживать отдельно друг от друга и состоять в очереди на жилье также по раздельности, даже при прохождении военной службы в одной воинской части. Ключевым в решении данного вопроса будет волеизъявление военнослужащего, изложенное в рапорте в жилищную комиссию.

Вместе с тем, раздельное признание супругов-военнослужащих нуждающимися в получений" жилых помещений экономически невыгодно военному ведомству, так как может повлечь необходимость предоставления двух квартир на одну семью военнослужащих.

Вопрос № 3. Имеют ли право на получение жилья от военного ведомства члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы?

Правом на получение жилья от государства обладают лица, наделенные одновременно двумя статусами: 1) статусом нуждающегося в его получении и 2) статусом малоимущего либо иного лица, отнесенного федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации к категории граждан, имеющим право на получение жилья (ст. 49 ЖК РФ).

К категории нуждающихся в получении жилья обычно относят граждан, не имеющих жилых помещений вовсе либо имеющих жилые помещения, размер которых менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте жительства гражданина. Поэтому если в связи со смертью военнослужащего, ранее признанного вместе с членами своей семьи нуждающимся в жилом помещении, площадь жилого помещения, занимаемая каждым из членов его семьи, стала превышать учетную норму, то члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, согласно нормам ЖК РФ, больше не относятся к категории лиц, нуждающихся в получении жилья.

Далее обратимся к нормам специального законодательства - Федерального закона «О статусе военнослужащих», который в п. 5 ст. 2 провозглашает, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными Федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации. Сходное требование содержится и в п. 4 ст. 24 указанного Закона.

Из анализа положений пп. 2 и 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следуют как минимум два вывода. Во-первых, даже после смерти кормильца-военнослужащего члены его семьи могут на законных основаниях получить жилое помещение от военного ведомства, не будучи отнесенными к категории малоимущих либо к иной категории граждан, которым жилье предоставляется бесплатно либо за доступную плату. Во-вторых, порядок получения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения должен быть определен специальным нормативным правовым актом.

В настоящее время такие нормативные правовые акты существуют, однако в качестве обязательного условия для получения жилья членами семьи они определяют признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти) военнослужащего.

Так, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 25 августа 1999 г. № 936 (с последующими изменениями) федеральным органам исполнительной власти предписано предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, Установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изданный в развитие данного Постановления приказ Министра обороны Российской Федерации "О Дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 26 января 2000 г. 44 (в Реакции от 23 апреля 2007 г.) также предписывает предоставля ть жилые помещения семьям погибших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, как ни горько это звучит, но если жилищные условия членов семьи погибшего военнослужащего в результате его смерти улучшились и на каждого из членов семьи стало приходиться количество метров жилого помещения большее, чем установлено учетной нормой в данном населенном пункте, жилье им более не положено. Если же умерший военнослужащий числился «бесквартирным» (либо имеющаяся у членов его семьи площадь жилья менее учетной нормы), умерший был признан нуждающимся в получении жилого помещения, то члены его семьи наделяются самостоятельным статусом нуждающихся в жилых помещениях.

Вопрос №4. Имеют ли право на получение жилья члены семьи умершего военнослужащего, который на момент своей смерти не был признан нуждающимся в получении жилья?

На первый взгляд, ответ на данный вопрос прост: раз военнослужащий не был признан нуждающимся в получении жилья, значит и в период прохождения службы жилье ему было не положено. Следовательно, и члены его семьи не имеют права на его получение.

Однако жизненные ситуации весьма разнообразны, а существующее законодательство иногда имеет пробелы в регулировании складывающихся правоотношений. Ниже пойдет речь о той категории военнослужащих, которые по вполне объективным и уважительным причинам не смогли реализовать свое право на получение жилья в период прохождения военной службы.

Так, например, офицеры - выпускники военных вузов 1998 - 2008 гг. в период прохождения военной службы имеют право только на получение служебных жилых помещений. При получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, такие военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в соответствии с п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. В дальнейшем такие военнослужащие могут быть снова признаны нуждающимися в жилых помещениях только перед увольнением с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более либо при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, в случае, когда военнослужащий указанной категории уже имеет более 10 лет выслуги на военной службе, обеспечен служебной квартирой по действующим нормам и еще не увольняется с военной службы по «льготному» основанию, он не имеет права быть признанным в качестве нуждающегося в получении жилья по договору социального найма либо в собственность. Соответственно члены его семьи также не числятся на учете в органах военного управления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Смерть указанного военнослужащего при таких обстоятельствах влечет для членов его семьи невозможность получения ими иного жилого помещения и вполне может привести к их выселению из служебного жилья «на улицу».

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений члены семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гарантия обеспечения жильем в данном случае сохраняется только за семьями тех военнослужащих, которые погибли (умерли) или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы. В тех же случаях, когда смерть военнослужащего наступила не в связи с исполнением обязанностей военной службы, их семьи могут быть выселены из служебного жилья без предоставления иного жилого помещения.

Еще нелепее и несправедливее выглядит ситуация, когда военнослужащий уже имеет 20-летнюю выслугу на военной службе или право уволиться с военной службы по одному из «льготных» оснований при наличии 10 лет выслуги на военной службе, но решает продолжить служить Родине. До начала процесса увольнения такого военнослужащего он не будет поставлен в очередь на получение жилья. Поэтому его неожиданная смерть, даже при исполнении служебных обязанностей, опять-таки влечет очень неблагоприятные последствия для его семьи в виде потери права на жилищное обеспечение и возможного выселения из занимаемого жилья.

Кроме того, здесь необходимо принимать во внимание то, что часто предоставляемые военнослужащим служебные квартиры находятся в закрытых военных городках, вдали от крупных населенных пунктов, и члены семьи военнослужащего приехали туда вслед за самим военнослужащим. Проживать там постоянно как правило, люди намерения не имеют. Поэтому даже невыселении семьи умершего военнослужащего из служебного жилья в условиях отсутствия перспективы получения иного жилья от военного ведомства многие сами покидают такие квартиры.

Такая же ситуация имеет место в случае, если смерть военнослужащего наступила в период его переезда при переводе в другую военную организацию в иную местность или до признания его на новом месте военной службы нуждающимся в жилье. При этом, жилищная комиссия по прежнему месту его военной службы имеет все основания и даже обязана снять семью такого военнослужащего с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с их выездом на место жительства в другое муниципальное образование (п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ). В новой военной организации члены семьи умершего военнослужащего в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не числятся, поскольку он еще не успел туда обратиться.

Изложенное позволяет ставить вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части его совершенствования по вопросам обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших на первые 20 лет военной службы право на обеспечение только служебными жилыми помещениями. Одной из таких мер, по мнению автора, могло бы быть принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке признания указанной категории военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, ссылка на которое появилось в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» еще 1 декабря 2008 г.12, но которое до настоящего времени не принято В таком постановлении следует отразить возможность признания некоторых категорий погибших военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях уже после смерти военнослужащего.

Жилищная проблема всегда являлась одной из самых актуальных в жизни человека, особенно если сформирована отдельная ячейка общества под названием семья.

Военнослужащим, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы государство предоставляет возможность решить эту проблему, посредством «Военной ипотеки», то есть взятия жилья в кредит. В этот момент у военнослужащих возникает много вопросов не только связанных с условиями кредитования и процедурой оформления, но и как в этом будет задействована их вторая половина. В статье постараемся затронуть как можно больше вопросов, связанных с темой: «Военная ипотека в браке».

Согласие супруги(а)

Решение государства на предоставление военнослужащему жилищного займа никак не влияет на согласие супруга или супруги. Согласие необходимо лишь во время регистрации сделки, как и во время любого ипотечного кредитования. Документ должен быть нотариально заверен супругой(ом). Согласие необходимо для регистрации права собственности покупаемого жилья. Это делается для исключения супруги(а) из цепочки юридических отношений с «Росвоенипотекой» и Банком. Здесь участие принимает только военнослужащий.

Денежная сумма, которая выдается военнослужащему по условиям программы «Военная ипотека» никак не влияет на наличие второй половины и детей. Супруг(а) не имеет ни каких обязательств при неисполнении условий договора. Все обязательства по возвращению средств ложатся на участника программы.

По правилам накопительно-ипотечной системы супруг(а) не имеет право на приобретаемое жилье. Если для покупки квартиры вкладываются денежные средства семьи, в таком случае супруг(а) может рассчитывать только на денежную компенсацию.

Погашение жилищного займа в банк осуществляется по взятым на себя обязательствам «Росвоенипотекой». Именно поэтому, банки с целью обезопасить себя, обязуют супругов заключить либо брачный контракт, либо оформить отказ супруга(и) от квартиры. Такие действия помогают избежать неприятных ситуаций, если имеется «Военная ипотека» при разводе супругов .

Можно ли объединять военные ипотеки супругов?

Если супруги оба являются участниками накопительно-ипотечной системы, можно ли объединить ипотеки? Еще совсем недавно это было невозможно, однако президент Российской Федерации В. Путин подписал Федеральный Закон от 01 мая 2016 года № 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (внесено дополнение в ст.14 ч. 1.1. ФЗ – 117). Теперь военнослужащие состоящие в браке, являющиеся участниками Накопительно-ипотечной системы не менее трех лет каждый, могут приобрести в общую собственность жилую недвижимость по средствам целевых жилищных займов.

А если у супруги(а) есть квартира?

Если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы вне зависимости от наличия в собственности членов его семьи иных жилых помещений имеет право на приобретение жилья по программе Военной ипотеки .

Хочется заметить, что участник накопительно-ипотечной системы даже при наличии в собственности жилой недвижимости может воспользоваться программой «Военная ипотека» для приобретения жилья. В Федеральном Законе ограничений касаемо этого не упоминается.

Несмотря на то, что супруги военнослужащих не находятся на службе, тяготы военной жизни на них тоже сказываются. Ведь они преданно следуют за мужьями в самые отдаленные гарнизоны, беспокоятся об их нуждах и растят детей, причем в большинстве случаев без возможности трудоустроиться, а значит, и получать собственный доход.

Более того при оформлении пенсии женщины даже на достойное пособие рассчитывать не могут в виду отсутствия стажа, именно поэтому им на законодательном уровне предоставлен ряд льгот, позволяющих компенсировать обеспечение семейного тыла защитникам отечества.

Законодательный аспект вопроса

Конечно, быть супругой военного нелегко, учитывая, что в любой момент может понадобиться быстрый сбор и переезд в другую часть, возможно за тысячи километров. А ведь на новом месте нужно наладить быт, найти жилье, устроить детей в сад или школу и это при том, что муж-военный будет на службе, соответственно все тяготы по благоустройству будут возложены на супругу.

Следует отметить еще несколько нюансов, а именно соблюдение правил нахождения в воинской части, ведь жены как собственно и их мужья участвуют в учебных тревогах, подразумевающих эвакуацию всех гражданских в течение часа, а также постоянную тревогу за супруга, который в виду несения военной службы может получить ранение или травму.

Собственно именно в связи с тем, что жены военных, по сути, также несут службу на благо родины, но не гласно, в соответствии с ФЗ №76 им и положен ряд льгот, подразумевающих и льготное медицинское обслуживание, и улучшение жилищных условий, и возможность оформления пенсии уже в особом порядке, не говоря уже о дополнительных гарантиях, в случае если муж погибнет при исполнении.

Виды помощи от государства супругам военных по контракту

Учитывая, что супруги военнослужащих как в течение несения службы мужьями, так и по ее окончании находятся, по сути, в особых условиях, которые отклоняются от нормы, на законодательном уровне им в виде компенсации предоставлен ряд льгот , которые позволяют, в частности:

  • получить место труда на льготных условиях;
  • совмещать трудовую деятельность с тяготами кочевой жизни и графиком службы мужа-военного;
  • рассчитать стаж с зачетом времени проведенного с мужем в гарнизонах;
  • получить право на льготную пенсию;
  • улучшить жилищные условия в отношении всей семьи;
  • иметь возможность на медицинское обслуживание и курортное лечение в военных клиниках;
  • рассчитывать на поддержку государства в случае гибели мужа либо его кончины уже после увольнения в запас.

Трудовые

Учитывая, что жене военнослужащего достаточно затруднительно найти место труда в удаленных гарнизонах на законодательном уровне предусмотрена норма, позволяющая облегчить поиск работы.

Так в частности, в силу п.4 ст.13 ФЗ №1032 супруги военных имеют преимущественное право при поступлении на работу в государственные учреждения, не говоря уже о поиске других вакансий в соответствии с имеющимся образованием либо возможностью для дальнейшего трудоустройства. Также оговоренная категория лиц при переезде вместе с мужем по новому месту службы может встать на учет и получать с правом его продления на время , но не более 36 месяцев в общей совокупности.

Если же супруга военного имеет постоянное место занятости , ей предоставляется еще ряд льгот. В частности:

  • возможность получение полной протяженности вне графика очередности одновременно с мужем в рамках п.11 ст.11 ФЗ №76;
  • использование до 14 дней в год в удобное время на основании ст.128 ТК РФ.

Также в случае, если протяженность ежегодного отдыха, оформленного одновременно с законным отпуском супруга, составляет меньшую продолжительность, женщина освобождается от работы на период, равный разнице между отпусками, но без сохранения заработной платы. При этом для реализации своего права на разницу в отпусках супруга военного может и не претендовать, учитывая, что оговоренное условие не является обязанностью, следовательно, женщина имеет право принимать решение в данной ситуации самостоятельно и с учетом семейных обстоятельств.

При выходе на пенсию

Как правило, супругам военнослужащих достаточно сложно найти работу в пределах дислокации мужа, в связи с чем к моменту достижения пенсионного возраста многие женщины не имеют выслуги, достаточной для получения . Именно поэтому пребывание с мужем в дальних гарнизонах, в порядке ч.4 ст.10 ФЗ №76 засчитывается в общих стаж супругам военных, но не более чем в размере 5 лет в общей совокупности и при условии, что они встали на учет в Центр занятости, а также были признаны .

Также дополнительная выслуга учитывается и за пребывание в декретном отпуске, в размере полутора лет за каждого ребенка, но не свыше 4,5 лет, в общем. При этом время пребывания на Бирже труда в рамках ст.12 ФЗ №400 наряду с указанными периодами тоже подлежит учету. То есть по сути, супруга военного без осуществления трудовой деятельности может располагать стажем до 12 лет, а при нескольких годах труда даже на полставки, получит и минимальный стаж в размере 15 лет, который собственно и необходим для назначения пособия по старости уже в 55 лет.

Если же к моменту оформления пенсии супруг военнослужащий погибнет либо скончается в виду полученных ранее травм и контузий, женщина будет обладать правом на двойное пособие, а именно по и по старости либо по инвалидности, но при условии, что в повторный брак она не вступит.

Беременность и роды

По сути, в рамках закона, жена военнослужащего по контракту, в отличие от супруги призывника не имеет особых льгот при назначении выплаты по беременности и родам.

То есть, если женщина трудоустроена, оговоренный вид ей назначается уже по месту занятости, если же она не состоит в трудовых отношениях либо признана безработной в установленном порядке, на родовое пособие рассчитывать она не вправе, за исключением случаев оговоренных в ст.6 ФЗ №81.

В частности, пособие будет выплачено супруге военного только в том случае, если она:

  • является студенткой-очницей;
  • была уволена в связи ликвидацией компании в течение года до ухода в декретный отпуск;
  • вынуждена была уволиться в связи с переездом в другую местность в виду перевода мужа в течение 30 дней до ухода в декрет (п.14 Приказа №1012н).

При этом, если женщина задействована в качестве гражданского персонала при военной части мужа и с ее дохода производятся перечисления страховых взносов, родовое пособие ей будет выплачено в размере установленном ФЗ №81.

Выплаты и пособия

Многие супруги военных даже при огромном желании работать по полученной ранее квалификации не имеют возможности трудоустроиться в связи с тем, что подходящей должности в отдаленном гарнизоне нет.

Именно поэтому в связи с невозможностью реализовывать свое право на труд, женщинам положены следующие виды выплат :

  • пособие по безработице, при условии, что они встали на учет в Центр занятости и были признаны безработными;
  • пособие в случае гибели супруга при исполнении в размере 3 млн. рублей в силу ст.3 ФЗ №306;
  • покрытие всех , включая установку надгробия в силу Приказа №5.

Жилищно-бытовые

В соответствии со ст.24 ФЗ №76 супруги военнослужащих по контракту имеют право и на ряд льгот жилищного характера , в частности:

Медицинские

Также в порядке ст.16 ФЗ №76 супруги, а также дети военных имеют право и на медицинское обслуживание на льготных условиях в военных клиниках, а также на страхование жизни и соответственно обслуживание в пределах . Помимо общего лечения супруги имеют право на получение лекарств по розничным ценам либо бесплатно в зависимости от характера заболевания и порядка, который расходы собственно и утверждает.

При этом супруги военных наряду со своими мужьями имеют право еще и на зубное протезирование и санаторно-курортное лечение, а также компенсацию дорожных расходов к месту лечения либо использования законного отдыха от военной части и до места отдыха, а также обратно. Кстати, данная норма распространяется и на вдов военнослужащих, но только в случае, если они не вступят в брак повторно и на жен бывших военнослужащих, которые в виду достижения предельного возраста перешли на пенсионное обеспечение.

Срочная служба

Конечно, невозможно сравнить тяготы бытовой жизни супруг военнослужащих, которые пребывают на службе от 10 и более лет в виду заключения контракта, и жен призывников, которые будут исполнять свой долг всего на протяжении года. И, тем не менее, в связи с тем, что военнослужащий по призыву в виду прохождения срочной службы не может оказывать материальную помощь своей жене, а также новорожденному ребенку, супругам призывников на государственном уровне предоставлен ряд льгот.

В частности, в силу ФЗ №81 они имеют право на:

  • единовременное пособие на сроке беременности в 180 дней в размере 26 539,76 рублей, причем независимо от права на получения других пособий, то есть той же либо ;
  • ежемесячное пособие на малыша в размере 11 374,18 рублей, но не ранее, чем отец ребенка будет призван в армию и не более его срока службы.

При этом для получения оговоренных выплат женщине требуется обратиться в органы социальной защиты по месту проживания , представив не только стандартный пакет документов о беременности, прописке и иных личных данных, но и справку из военкомата о нахождении мужа на службе по призыву.

Господдержка супруги военного-пенсионера

Учитывая, что служба в рядах армии РФ является не только почетной, но и достаточно сложной, бывшим военнослужащим, переведенным в запас в связи с достижением граничного возраста либо инвалидностью, положен ряд льгот, которые распространяются и на членов их семьи, в частности, жен.

То есть супруги военных наряду с мужьями вправе рассчитывать на:

  • улучшение жилищных условий;
  • оплату части коммунальных услуг;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • медицинское обслуживание, включающее .

При этом для реализации своего права на оговоренные преференции супруга военнослужащего может обратиться в управление социальной защиты , опять же с предоставлением подтверждающих документов о службе мужа в рядах армии РФ.

Вдовам

Учитывая, что многие жены военнослужащих к моменту безвременной кончины мужа практически во всем зависят от преференций, предоставленных государством, без поддержки оговоренная категория не остается. Так в частности, в соответствии с ФЗ №400 вдовам предоставлено право на двойную пенсию , а именно по потере кормильца и по возрасту, конечно, если женщина его достигла.

Если же вдова сравнительно молода, но имеет на содержании маленьких деток, ей полагается ежемесячное пособие независимо от того, имеет ли она постоянное место труда либо нет, учитывая, что маленьких родственников либо детей умершего военного нужно кормить и обучать.

Также женщина, которая совместно с мужем еще при его жизни состояла на учете по улучшению жилищных условий , будет иметь право и на получение заветных квадратных метров, причем в соответствии с тем метражом, который был предусмотрен еще до безвременной кончины супруга. И конечно, вдова не останется без ранее предоставляемых льгот при оплате коммунальных платежей и медицинскому обслуживанию , не говоря уже о выделении твердого топлива и помощи при ремонте жилого дома.

При этом для получения вышеперечисленных льгот в зависимости от их вида, вдове нужно будет обратиться либо в ПФ по месту жительства, либо в управление соцзащиты с пакетом документов, определенных законом. Кстати, все расходы по погребению мужа, включая транспортировку тела и покупку всей ритуальной атрибутики, а также установку памятника будут компенсироваться за счет федерального бюджета в благодарность за долгую службу и выполненный гражданский долг перед Россией.

Об обеспечении жильем военнослужащих и их семей смотрите в следующем видеосюжете:

«Совместно взятая ипотека скрепляет семью» — шутка современности. Но бывают ситуации, когда брак все же расторгается, и нужно делить совместно нажитое. Ипотечное имущество представляет сложность для раздела, особенное полученное военнослужащими. Установлено ли законодательно право жены на военную ипотеку, и что получает при разводе супруг, необходимо разобраться.

Законодательство

Вопрос получения военными целевого займа для приобретения жилья регулируется законом № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Это специальный нормативный акт, что означает иной порядок имущественных правоотношений, чем в законе об ипотеке (№ 102-ФЗ). Специальным законом установлено, кому принадлежит квартира по военной ипотеке, но не определен порядок её раздела.

Моменты, связанные с определением совместного имущества освещены в Гражданском и Семейном кодексах РФ. В рассматриваемом случае приоритет у специального законодательства, и в соответствии с ним супруги иначе делят своё добро между собой при разводе.

Права супругов при оформлении военной ипотеки

Включение военного в число участников программы НИС предполагает выполнение двух условий:

  • Выслуга 3 года;
  • Написание рапорта командованию.

Кадровая служба самостоятельно подготавливает личное дело заявителя и прикладывает полученный от него рапорт, направляя для постановки на учёт. Никакие документы о нуждаемости в жилье, подтверждающие заключение брака или наличие иждивенцев от военнослужащего предоставлять не требуется.

По условиям программы денежные средства выделяются на личный счет. Он заводится персонально, ежегодно поступающие взносы имеют нормативно определенный размер.

Кому принадлежит квартира по военной ипотеке? Военнослужащий приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в Росреестре. После наступления этого юридически значимого действия в отношении купленной недвижимости он имеет также право:

  • Пользования;
  • Владения.

Наравне с ним правом пользования наделяются члены его семьи, проживающие совместно. Но на период выплаты ипотечного долга никто из них не может стать сособственником помещения. Такой вариант возможен только после полного погашения задолженности перед банком. До этого жилое помещение будет находиться в залоге.

Заключение договора ипотечного кредитования происходит с самим военным, жена в сделке по купле-продаже недвижимости не участвует, её согласия и одобрения не требуется.

Новая ипотечная система пришла на смену обеспечения служебным жильём. Логика законодателя основывается на обязанности Министерства обороны решить жилищную проблему именно своих кадров, интересы членов семьи при этом оно учитывать не должно. Ведь участник НИС может быть холостым и вовсе не обзавестись семейством.

Является ли ипотека совместно нажитым имуществом

Исходя из данной ситуации, становится понятно, имеет ли право жена на военную ипотеку. Она не может претендовать на осуществляемые профильным ведомством взносы. Наличными деньгами супруг их не получает, перечисления кредитной организации происходят без его участия. Накопления имеют целевое назначение и на иные направления их потратить нельзя.

А вот является ли ипотека совместно нажитым имуществом? Закон о НИС идет вразрез с гражданским законодательством по данному вопросу. Согласно статье 34 Семейного кодекса поровну делятся все доходы и денежные пособия кроме выплат, имеющих целевое назначение. Именно к таким относится ежегодные программные взносы. Накопления на личном счете и купленное на них впоследствии имущество принадлежит единолично офицеру или служащему рядового состава.

Такая позиция нравится не всем. Противники приводят следующие доводы:

  1. Труд военных – несение службы;
  2. Взносы на счет являются доходами от трудовой деятельности и подлежат разделу;
  3. При подаче документов на регистрацию запрашивается нотариальное согласие супруга.

Точка зрения об ущемлении прав жен военнослужащих после развода в отношении жилья подтверждается такими аргументами:

  • возвратная природа взносов (существует необходимость возмещения денежных сумм до наступления обстоятельств, указанных ст. 10 и 12 Закона о НИС, нельзя их причислить к доходам);
  • возможность воспользоваться льготной ипотекой дважды (если оба супруга служат в вооруженных силах, каждый из них имеет право стать участником НИС);
  • кредит возвращает не сам заёмщик, а исполнительный орган государственной власти;
  • нотариальное согласие на покупку – стандартная процедура при регистрации любого вида ипотечного договора, получение помощи государства в виде льготного займа от одобрения не зависит;
  • имеется сложившаяся судебная практика.

Раздел квартиры, полученной военнослужащим

Все нажитое за время брака имущество делится поровну. Если оно не совместно нажитое, значит, делению не подлежит. Но при разделе квартиры, полученной военнослужащим по военной ипотеке, существуют нюансы.

  1. В ситуации, когда квартира покупалась только за счет выделенных государством денег, жильё не подлежит разделу.
  2. При оплате недвижимого объекта денежными средствами сверх выделяемой суммы существует возможность поделить имущество. Ежегодно военным выделяются денежные средства в установленном размере. В 2018 году он составляет 268 465, 6 рублей. Максимальная величина займа для военных, которую предоставляют банки – около 2 млн. 400 тыс. рублей. Следовательно, разница между суммой займа и стоимостью купленной квартиры – средства из общего бюджета. Их нужно делить пополам.
  3. Ипотека платилась с привлечением иного вида социальной поддержки (материнского капитала). Законодательно разрешено использовать маткапитал на погашение задолженности. Им также можно оплатить первоначальный взнос. Ипотечная система накоплений предусматривает одновременное внесение в качестве оплаты взносов и пособия для родителей двух детей.

Не стоит забывать, что условием использования маткапитала на улучшения условий проживания семьи, является обязательство по выделению доли жены и детей в купленном помещении. Значит, при разделе имущества в квартире военнослужащего предусмотрено обязательное выделение долей.

Вот только в обзоре судебной практики от 22.06.2016 г. по аналогичным делам Верховный суд высказал свою позицию, которая считается обязательной для нижестоящих судов. Он сослался на правило Семейного кодекса, которым закреплено отсутствие прав родителей на имущество их детей, как и отсутствие прав детей на то, чем обладают родители. Президиум суда утвердил обязательную долю в размере, пропорциональном сумме маткапитала. Причем сумма государственной выплаты делится на всех членов семьи поровну. Использование иных средств при покупке не учитывается.

  1. Между супругами оформлен брачный договор. Когда имеется контракт между супругами, то имущество делится в соответствии с его положениями. Так, если мел место отказ жены от имущества супруга, даже при покупке на общие деньги, их часть будет не вернуть.

В случае отсутствия какой-либо доли бывшей супруги в квартире предусмотрен один способ получить часть денег, потраченных из семейного бюджета. Определение ВС РФ от 24.01.2017 даёт возможность возвратить подтвержденные расходы на содержание помещения. Важно при обращении в суд иметь документальное обоснование своих требований (чеки, товарные накладные и прочие).

Льготы для супругов военнослужащих и военнослужащих-женщин

Е.А. Стренина, лейтенант юстиции, офицер юридической службы управления ФСБ РФ

“Я прохожу военную службу в воинской части. Там же познакомилась со своим будущим мужем – сержантом ВДВ, проходящим военную службу по контракту. Теперь мы одна семья, – пишет в редакцию прапорщик Ольга Н. – Расскажите, пожалуйста, какими льготами я могу пользоваться как женщина-военнослужащий и супруга военнослужащего и мы с мужем как супруги-военнослужащие?”. Письма с просьбами рассказать о предоставляемых законодательством льготах часто приходят от супругов военнослужащих и женщин, проходящих военную службу.

Льгота – преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил 1 . В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Если военнослужащие и члены их семей имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии, компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляется льгота, гарантия, компенсация по одному основанию по их выбору, за исключением случаев, особо предусмотренных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В основном законодатель исходит из того, что только один член семьи – военнослужащий. Однако предусмотрены льготы и для семей, в которых оба супруга являются военнослужащими. Так, например, супруги, проходящие военную службу по контракту, имеют право на одновременный перевод к новому месту военной службы. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента от 16 сентября 1999 г. № 1237 (п. 6 ст. 15), устанавливает, что если оба супруга являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, то при переводе одного из них к новому месту военной службы, когда при этом меняется место жительства его семьи, одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа). При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится.

Супругам-военнослужащим по их желанию основной отпуск предоставляется одновременно (Положение о порядке прохождения военной службы, п. 17 ст. 29).

Если оба супруга – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и они являются родителями (опекунами, попечителями) детей-инвалидов и инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, для ухода за ними им предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Эти выходные дни могут быть использованы одним военнослужащим либо разделены между ними (Положение о порядке прохождения военной службы, п. 2 ст. 32).

А если один из супругов проходит военную службу, а другой - нет? Федеральный закон “О статусе военнослужащих” (п. 5 ст. 2) закрепляет, что супруги относятся к членам семей военнослужащих. Для супругов военнослужащих законодательством предусмотрена система льгот, гарантий и компенсаций.

Жены (мужья) военнослужащих имеют льготы по трудоустройству. Супруги военнослужащих при других равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения заработной платы (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п.6 ст.10).

Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Эти периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В эти периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 4 ст. 10). Условия и порядок выплаты этих пособий регулируются постановлением Правительства РФ “О размерах и порядке выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей” от 27 февраля 1999 г. № 231.

Жены (мужья) военнослужащих имеют право на предоставление отпуска одновременно с отпуском военнослужащих по их желанию. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. В этом случае часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 11 ст. 11).

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи распространяются на супругов, совместно проживающих с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Они оплачивают в размере 50%:

общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях – жилую площадь). Кроме того, в размере 50% оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов – содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах;

коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда;

абонентскую плату за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.

В домах, не имеющих центрального отопления, указанным лицам предоставляется скидка в размере 50% по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 10 ст. 15). Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением вышеуказанных льгот, определяется постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 790 (приказ Министра обороны РФ от 29 мая 1997 г. № 215).

На супругов военнослужащих распространяются также льготы, касающиеся медицинского и санаторно-курортного обеспечения. Они имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ “О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” от 26 сентября 1994 г. № 1093 за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, медицинская помощь оказывается женам (мужьям) офицеров в военно-медицинских учреждениях бесплатно. При отсутствии по месту жительства супругов военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования, а также в неотложных случаях - в учреждениях здравоохранения на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается либо когда лекарства отпускаются за плату на льготных условиях.

Изготовление и ремонт зубных протезов супругам офицеров в военно-медицинских учреждениях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 3 ст. 16).

Супруги военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В этом случае они оплачивают 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены иные условия оплаты. В соответствии с приказом Министра обороны РФ “О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 20 августа 1999 г. № 360 отбор военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, производится санаторно-отборочными комиссиями при воинских частях. Независимо от приобретения путевки военнослужащим на супруга выплачивается денежная компенсация в размере 300 рублей. При направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии супругам военнослужащих дополнительно предоставляются бесплатные путевки (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 4 ст. 16).

Супругам военнослужащих могут предоставляться налоговые льготы. Военнослужащие и члены их семей могут полностью или частично освобождаться органами местного самоуправления от уплаты местных налогов и сборов (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 5 ст. 17). В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г. № 154-ФЗ представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги, сборы и льготы по их уплате самостоятельно.

Супруги военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеют льготы на проезд на транспорте. П. 1 постановления Правительства РФ “О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества” от 20 апреля 2000 г. № 354 устанавливает, что Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, водным, автомобильным (за исключением такси) транспортом, женам (мужьям) военнослужащих:

от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

один раз в год – к месту использования отпуска и обратно;

на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего – к избранному месту жительства.

При переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего члены семьи имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, – другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Не более двух членов семьи и двух близких родственников в случае тяжелой болезни военнослужащего имеют право на проезд от места жительства до места нахождения больного и обратно один раз за время болезни. В случае гибели (смерти) военнослужащего члены его семьи (но не более 3 человек) имеют право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего и захороненного на территории Российской Федерации один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 2 ст. 20).

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части, им производится выплата подъемного пособия в размере одного оклада денежного содержания на жену (мужа) (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 3 ст. 13).

Супруги военнослужащих имеют право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с прохождением военной службы – в органах военного управления и военной юстиции (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, п. 3 ст.22).

1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – С. 328.

Тех, кто спонсирует... организации «Ассоциация женщин -руководителей России» ... системы патриотического воспитания сотрудников и военнослужащих . В 2001 - 2015 ... , в день памяти святых супругов Петра и Февронии, ставших символом...

Читайте также: