Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности. Глава I

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Курс 4

Дисциплина: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Составитель:

Мурзагалиева Э.Т.

Алматы, 2017 г.

Практическое занятие №1.

Введение в проектирование.

Про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтических производств – это тща­тель­ная раз­ра­бот­ка на­уч­ных, тех­ни­чес­ких и эко­номи­чес­ких ре­шений. Ос­но­вой слу­жат ком­плексный ана­лиз и прог­ноз пла­ниру­емо­го объ­ек­та стро­итель­ства.

Проектирование химических производств – это процесс формирования плана объекта данной отрасли, который начинается с определения химических технологий обработки целевой продукции или с выполнения различных исследований, а завершается запуском в эксплуатацию возведенного предприятия, т.е, процесс создания ин­же­нер­ных, технических и технологических проектных решений от­ве­ча­ющих тре­бова­ни­ям и пра­вилам стан­дарта GMP.

Проектирование хи­мико-фармацевтических производств имеет свою специфику и требует от проектировщика понимания общих закономерностей и специальных знаний в конкретном химическом процессе. Необходимо понимать, что при многообразии существующих технологий переработки в химической промышленности, в основе их лежат основные методы и стадии производства. Традиционно основными процессами, использующимися на таких предприятиях, являются реакционные, теплообменные, процессы смешивания и разделения.

Создание проекта производств химии состоит из двух взаимосвязанных этапов:

· конструкционного или технического;

· технологического или функционального.

Создание плана химического производства является нелегкой задачей и требует большого вложения сил и ресурсов.
На этапе образования проекта можно решить массу вопросов (технических, экономических, экологических и т. д.), при решении которых следует учитывать современные разработки и достижения техники и науки.



Задачи проектирования химических заводов:

· фор­ми­рова­ние до­кумен­та­ции кон­ку­рен­тоспо­соб­но­го пред­при­ятия на ос­но­вании пе­редо­вых тех­но­логий;

· тех­ни­чес­кое ос­на­щение пред­при­ятия с воз­можностью обес­пе­чения потребле­ния при­род­но­го сырья в ком­плек­се;

· раз­ра­бот­ка эф­фектив­ных про­из­водс­твен­ных цик­лов, с ми­нималь­ны­ми выб­ро­сами воз­душных и иных заг­рязне­ний, ути­лиза­ци­ей за­вод­ских отходов и сов­ре­мен­ны­ми очис­тны­ми со­ору­жени­ями;

· с целью ра­ци­ональ­ной экс­плу­ата­ции ре­ги­ональ­ных при­род­ных ресурсов, про­ек­ти­рова­ние пред­при­ятий хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти;

· пре­дус­мотреть с по­опе­раци­он­ной, цик­личной тех­но­логи­ей. Первоначальная до­быча ис­ходно­го сырья – хи­мичес­кая об­ра­бот­ка (грануля­ция, обо­гаще­ние или иные хи­мичес­кие про­цес­сы) – вы­пуск готово­го ас­сорти­мен­та;

  • разработка технологии производства, учитывающей варианты исходного сырья и материалов, стадии получения полупродукта и готового продукта с учетом анализа рисков, а также всех требований и ограничений;
  • соблюдение поточности процесса, выстраивание всех стадий и операций в единую последовательную технологическую цепочку, исключающую возможность перепутывания или пропуска;
  • выполнение требований к чистым помещениям и зонам защиты критических операций технологического процесса, соблюдение требуемых классов чистоты и перепадов давления;
  • выполнение архитектурных и конструктивных решений с учетом требований GMP;
  • определение мер по предотвращению перекрестной контаминации;
  • создание инженерных систем и систем чистых сред согласно технологических нужд;
  • ра­ци­ональ­ное ус­трой­ство ра­бочих мест пер­со­нала.

Этапы проектирования:

· тех­ни­чес­кое за­дание от за­каз­чи­ка на про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтического завода;

· ТЭО (тех­ни­чес­кое и эко­номи­чес­кое обос­но­вание объ­ек­та);

· пер­спек­тивный биз­нес-план;

· вы­бор ре­ги­она, рай­она и пло­щад­ки раз­ме­щения стро­итель­ства предпри­ятия, с уче­том при­род­ных ре­сур­сов;

· раз­ра­бот­ка про­ек­тной до­кумен­та­ции с уче­том ос­новных прин­ци­пов, пра­вил и норм про­ек­ти­рова­ния объ­ек­тов хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти.

Состав работ

Сос­тав ра­бот обус­ловлен тех­ни­чес­ким за­дани­ем за­каз­чи­ка: ста­дия «П» и «Р» или толь­ко ра­бочая ста­дия. Про­ек­ти­рова­ние рег­ла­мен­ти­ру­ет на­личие в до­кумен­та­ции спе­ци­аль­ных раз­де­лов:

· по уп­равле­нию про­из­водс­твом;

· ох­ра­на тру­да, ГО и ЧС;

· ме­роп­ри­ятия за­щиты и оцен­ка воз­дей­ствия на прос­транс­твен­ное окружение;

· нор­мы и рас­че­ты пре­дель­но до­пус­ти­мых от­хо­дов и выб­ро­сов с последу­ющим раз­ме­щени­ем и ути­лиза­ци­ей – обя­затель­ны.

Современные производства отличаются многостадийностью получения целевых продуктов, сложностью технологических решений, высокой энергонасыщенностью и материалоемкостью, большой протяженностью и сложностью трубопроводных и кабельных коммуникаций, глубокой функциональной взаимозависимостью по материальным, энергетическим и информационным потокам отдельных стадий. Для размещения таких сложных производств, коммуникаций и всех служб возникает необходимость в создании специализированных зданий, подземных сооружений и эстакад.

Архитектурно-пространственная организация химических предприятий характеризуется обилием открытого технологического и трубопроводного оборудования и развитой сетью железнодорожного транспорта.

Проектирование производств химической и смежных с ней отраслей промышленности представляет собой сложный, многообразный и трудоемкий процесс, который необходимо рассматривать как совокупность целого ряда социально-организационных и инженерно-технических стадий.

Проектная документация предназначена для так называемого заказчика. В качестве заказчика могут выступать промышленное предприятие, министерство и частное лицо, т.е. организации и лица, заинтересованные в выпуске продукции будущим производством.

Проектная документация разрабатывается проектировщиком. Это или самостоятельная организация или подразделение проектно-строительного объединения. Проектировщиком считается организация, имеющая лицензию на проектную деятельность.

В разработке и реализации проекта, кроме проектной организации (генеральный подрядчик), принимают участие специализированные предприятия: строительные, монтажные, пусконаладочные и т.п., которые именуются субподрядчиками.

Проект промышленного предприятия слагается из трех основных частей:

– технологии производства, как системы оборудования для изготовления продукции, основанной на новейших достижениях науки и техники в данной и смежных областях фарм. производства;

– объемно-планировочного решения, обеспечивающего оптимальный технологический процесс в его постоянном развитии, простоту и универсальность экономичного инженерно-строительного решения, создание трудового и бытового комфорта трудящимся, идейно художественную выразительность образа сооружения в целом;

– рациональных строительных конструкций и инженерного оборудования, обеспечивающего наилучшие условия для организации технологического процесса и развития его во времени, отвечающие условиям механизированного строительного производства и являющиеся органической основой объемно-планировочного построения сооружения или комплекса.

Проект состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки. Вместо графической части может быть выполнен макет цеха (участка, аппарата и др.). Графическая часть и пояснительная записка должны быть взаимосвязаны.

Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Задание на проектирование.

4. Введение.

5. Аналитический обзор.

6. Технологическая часть.

7. Инженерные расчеты.

8. Выводы по проекту.

9. Приложение.

10. Список литературы.

Во введении формулируются основные задачи отрасли и дается общая характеристика проектируемого объекта в соответствии с полученным заданием. Аналитический обзор содержит анализ состояния техники и технологии производства отрасли, относящейся к проектируемому объекту (как по отечественным, так и по зарубежным данным).

Технологическая часть содержит подробное описание и обоснование выбранной технологической схемы с ее чертежом, выполненным на кальке или миллиметровке.

Инженерные расчеты включают материальные и тепловые расчеты, расчеты и выбор вспомогательного оборудования с указанием его марок и основных технических характеристик, технологические и технические расчеты, гидравлические, механические расчеты и т. д.

Состав проекта:

1. Генеральный план и транспорт – приводятся краткая характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по ситуационному и генеральному плану (с учетом зонирования территории), внутриплощадочному и внешнему транспорту, выбор вида транспорта, основные планировочные решения, мероприятия по благоустройству территории; решения по расположению инженерных сетей и коммуникаций; организация охраны предприятия.

Данный раздел содержит чертежи:

ситуационный план размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и подсобных территорий, границы санитарно-защитной зоны, особо охраняемой территории. Для линейных сооружений приводится план трасс (внутри- и внешнеплощадочных), а при необходимости – продольный профиль трассы;

картограмму земельных масс;

генеральный план, на котором наносятся существующие и проектируемые (рекомендуемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленение территории, принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных линий и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Выделяются объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.

2. Технологические решения содержат:

1) данные о производственной программе;

2) характеристику и обоснование решений по технологии производства;

3) данные о трудоемкости изготовления продукции, механизация и автоматизация технологических процессов;

4) состав и обоснование применяемого оборудования (в том числе импортного);

5) решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, вторичному использованию ресурсов;

6) предложения по организации контроля качества продукции;

7) решения по организации ремонтного хозяйства;

8) данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники по отдельным цехам, производствам, сооружениям;

9) технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценка возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению;

10) вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению;

11) топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов;

12) потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд.

Основные чертежи этого раздела:

принципиальные технологические схемы производства;

компоновочные чертежи (планы и разрезы) по корпусам (цехам);

функциональные и принципиальные схемы автоматизации технологических процессов и энергоснабжения технологического оборудования;

схемы грузопотоков.

3. Архитектурно-строительные решения – в них приводятся сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Дается краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибрации; бытовому, санитарному обслуживанию работающих. Разрабатываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности; защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии.

Основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

4. Инженерное оборудование, сети и системы – раздел содержит решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Дано инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе: электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита; диспетчеризация и автоматизация управления инженерными сетями.

Основные чертежи раздела:

планы и схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;

планы и профили инженерных сетей;

чертежи основных сооружений;

планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными сетями и др.

1. Генеральный план и транспорт

Для оптимального выбора района строительства нового промышленного объекта необходима следующая информация:

1) ориентировочная потребность в сырье;

2) месторасположение источников сырья;

3) размещение рынков сбыта готового продукта;

4) потребность в энергии (тепловой и электрической);

5) количество и качество технологической воды;

6) ориентировочные размеры строительной площадки с учетом перспективы расширения объекта;

7) потребность в рабочей силе (по квалификациям);

8) количество и состав отходов, подлежащих удалению, способы их обезвреживания.

Ситуационный и генеральный план – одна из важнейших частей проекта промышленного предприятия, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения зданий и сооружений, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания.

Ситуационным планом промышленного предприятия называют часть проекта, включающую в себя план определенного района населенного пункта или окружающей территории, на котором указывают расположение запроектированного предприятия и другие объекты, имеющие с ним непосредственные технологические, транспортные и инженерно-технические связи. Ситуационный план разрабатывается в масштабе 1:5000, 1:10 000, 1:25 000.

Для уменьшения загазованности жилого массива выбросами промышленных предприятий их располагают с учетом преобладающего направления ветров, которое определяют по средней розе ветров летнего периода на основе многолетних наблюдений (50…100 лет) метеорологических станций.

Розу ветров располагают на ситуационных и генеральных планах в верхнем левом углу чертежа и строят в соответствующем масштабе следующим образом; окружность делят на 8 или 16 равных частей и в результате получают 8 или 16 румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. От центра окружности (начало координат) откладывают в выбранном масштабе процентную повторяемость ветров в течении года (результат многолетних наблюдений) по соответствующим румбам. Полученные точки соединяют. Наиболее вытянутая сторона полученной фигуры показывает направление господствующих ветров.

В пределах производственных и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, застройку садоводческих и дачных товариществ, дошкольные и общеобразовательные учреждения, зданий интернатных организаций образования, лечебно-профилактических учреждений и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.

Предприятия фармацевтической промышленности с санитарно-защитной зоной до 100 м не допускается размещать на территории промышленных зон (районов) с предприятиями металлургической, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности с вредными производствами, а также в пределах их санитарно-защитных зон.

С использованием ситуационного плана разрабатывают генеральный план проектируемого предприятия в масштабе 1:500, 1:1000, 1:200 или 1:5000.

На генеральном плане промышленного предприятия изображают:

Размещение всех зданий и сооружений;

Расположение цехов по группам;

Ширину противопожарных и санитарных разрывов между зданиями;

Проезды и въезды в цехи, автодороги и железнодорожные пути;

Инженерные сети;

Ограждение территории с указанием въезда и проходных на территорию завода;

Размещение пожарных гидрантов, зоны озеленения, розу ветров.

При разработке генерального плана, прежде всего, проводят зонирование территории проектируемого предприятия, т.е. деление ее на четыре зоны :

I – предзаводская, где располагаются вспомогательные здания (административные корпуса, стоянки пассажирского транспорта);

II – производственная, где находятся основные и вспомогательные цеха;

III – подсобная, предназначенная для энергетических объектов и для прокладки инженерных коммуникаций;

IV – складская с сортировочными станциями и депо.

Нормативная база при проектировании, оснащении фармацевтических производств и проектная документация: СПДС, ЕСКД, ГОСТ, ISO, технические регламенты, DIN и др.

В застройке территории фарм.завода между зданиями проектируется коридор. Здания и сооружения должны быть ориентированы торцами к этому коридору. В коммуникационном коридоре размещают технологические материалопроводы, сети теплоснабжения, оборотного водоснабжения и некоторые виды производственной канализации, сети электроснабжения. Основным способом прокладки коммуникаций должен быть наземный, исключение составляют самотечные трубопроводы или трубопроводы хозяйственно-фекальной канализации, противопожарного водопровода.

В целях оздоровления условий труда производственные здания и установки на открытых площадках и этажерках с оборудованием, выделяющим производственные вредности, следует располагать по отношению к прочим производственным объектам и административной зоне с подветренной стороны. Положение территории предприятия должно быть такое, чтобы были обеспечены условия прямого солнечного облучения и естественного проветривания.

Застройка территорий предприятий химической и нефтехимической промышленности может быть четырех типов:

С открытым оборудованием;

Полуоткрытым и закрытым оборудованием;

Сплошная (павильонная);

Смешанная.

Застройка предприятий с открытым оборудованием представляет собой площадки и этажерки, на которых размещаются различного типа технологическое оборудование (колонны, реакторы, теплообменники и др.).

Оборудование и инженерные сооружения заполняют практически все пространство завода, за исключением немногочисленных зданий обслуживающего назначения. Такого типа предприятия имеют развитую сеть эстакад и коммуникаций, по которым осуществляется передача жидких и газообразных продуктов.

Проектирование как вид инженерной деятельности.

Одной из основных функций инженера является проектирование объектов того или иного назначения или технологических процессов их изготовления. Проектирование в самом общем виде может быть определено как процесс направленного действия проектировщика (группы проектировщиков), необходимый для выработки технических решений, достаточных для реализации создаваемого объекта, удовлетворяющего заданным требованиям. Завершающим этапом проектных работ является выпуск комплекта документации, отображающей принятые решения в форме, необходимой для производства объекта.

При выполнении проекта инженер-проектировщик обязан произвести технологические расчеты вспомогательной аппаратуры, всех транспортных устройств (ленточные и шнековые транспортеры, пневмотранспорт и др.), а также рассчитать необходимую производительность и выбрать соответствующие типы питателей, дозаторов, мерников, циклонов и т. д.

В частности, работы должны быть спроектированы т. о., чтобы соответствовать как способностям людей, занимающим определенные должности, так и их мотивации. Поэтому промышленные психологи склонны выбирать один из двух осн. подходов к проектированию трудовой деятельности. Первый подход - мотивационный. В последнее время в области мотивации большое значение придается изменению работ т. о., чтобы они позволяли работникам лучше контролировать рез-ты своего труда, повышали автономность, улучшали обратную связь и давали возможность увлечься своей работой. Такая т. зр. лежит в основе области деятельности, называемой обогащением содержания работы (job enrichment ).

Второй подход сконцентрирован на индивидуальных способностях и сводится к проектированию рабочих заданий в разных видах профессиональной деятельности т. о., чтобы они как можно точнее соответствовали способностям людей, занимающимся этими видами деятельности. Эта область называется инженерией челов. факторов, или эргономикой. Прикладная дисциплина под названием «человеческие факторы» испытала на себе сильное влияние исслед. способностей людей к обработке информации и возможностей технических устройств с т. зр. взаимодействия между людьми и компьютерами, а тж технических достижений в области робототехники.

См. также Изучение мнений и отношений персонала к условиям труда, Человеческие факторы, Профессиографический анализ, Моральный дух в организациях, Оценка персонала

Д. Р. Илген

Промышленный клинический психолог (occupational clinical psychologist )

Специалист, занимающийся проблемами психол. адапт. людей на рабочем месте, это психолог, к-рый, выступая в роли внешнего консультанта или штатного специалиста, адресуется к благополучию работников и орг-ции через программы и услуги, предоставляемые за счет спонсора, такого как работодатель или профсоюз.

П. к. п., как правило, обладает докторской степенью, полученной в результате выполнения аккредитованной программы, необходимым стажем практ. работы с занятым населением под руководством опытного специалиста в специализирующемся на проблемах психич. здоровья учреждении, и отвечает лицензионным требованиям, предъявляемым законодательством штата. Квалифицированный в применении психол. принципов в работе с проблемами психич. здоровья как работников, так и работодателей, этот психолог прошел обучение методам диагностики и оценки; методам консультирования и психотер., особенно ее кратким формам; кризисному вмешательству; работе со стрессом; управленческому и организационному консультированию; методам укрепления трудовой дисциплины, а тж разраб. и оценке соотв. программ. Такие профессионалы должны обладать практ. знанием федеральных, штатных и муниципальных регулирующих норм и правил, законов о тестировании и неприкосновенности частной жизни, а тж разделов законодательства, касающихся труда женщин, представителей этнических меньшинств и пожилых лиц.

См. также Производственные консультанты, Промышленная клиническая психология

X. В. Шмиц

Пропаганда (propaganda )

П. - это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать, чем дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно противопоставить образованию, целью к-рого является передача знаний.

Первая попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д. Лассуэллом. Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении четырех целей: а) деморализации врага; б) усилении ненависти к врагу; в) поддержании дружественных отношений с нейтральными государствами и г) возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами.

В др. странах термин «П.» использовался совершенно открыто и без сопутствующего негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был рейхминистром народного образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно называли свои агентства, к-рые выполняли сходные функции, «информационными» агентствами и агентствами «связи». В США термин П. приобрел негативный оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому устройству своих государств.

В военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся потенциально колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже утратил боевой энтузиазм. Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие и сдадутся в плен на основе одной лишь П., однако их можно подтолкнуть к тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении обстоятельств.

Один из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе убеждения. Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие последствия как намерение использовать ремни безопасности и получать соотв. инъекции для профилактики заболевания. Несмотря на отсутствие полной согласованности в результатах, установлена общая тенденция к положительной связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в результате П.

Возможно, что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели лишь к весьма скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается наиболее эффективной в работе с людьми, к-рые уже благоприятно настроены в отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не настроены благоприятно, они могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать внимания на плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются ее воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к себе или искажая его смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские усилия могут начинаться с предварительной подготовки аудиторий к восприятию сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс подразумевает апелляции к важности рассматриваемого вопроса.

Маркетинг товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность представляют собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в доведении до потребителей всей истины, а в выборочном дозировании информ. с целью стимулирования роста продаж.

См. также Аттитюды, Теория коммуникации, Убеждающие коммуникации, Социальное влияние

Ч. Виник

Просоциальное поведение (prosocial behavior )

П. п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П. п. предлагались как внутренние, так и внешние механизмы. По мере взросления и развития индивидуумы совершенствуют свое понимание, лучше предвидят последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и поступать на основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних факторах внимание исследователей сосредоточивалось на ситуационных детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п. подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления, почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов тж влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.

Обнаружено, что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения.

Внутренние факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел. Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении. П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений.

См. также Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей, Сотрудничество/соперничество, Развитие социального поведения людей, Исследование социального климата

Ч. Г. Хьюбер

Профессиографический анализ (job analysis )

Разраб. исследовательских и психол. программ в орг-циях часто требует знания различных аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к-рого это знание приобретается, наз. П. а., тогда как отчет по рез-там такого анализа наз. профессиограммой (job description ). Иногда эти термины употребляются как взаимозаменяемые.

Работа анализируется прежде всего для того, чтобы дать ответ на два вида вопросов: а) какие операции выполняются в процессе работы; б) какие ресурсы необходимы для этого. Ответы на первый вопрос могут описывать рез-ты работы или трудовые достижения, задания или обязанности, рабочие методы и процедуры и др. относящиеся к работе действия, типичные для всех людей, выполняющих эту работу. Всестороннее изучение работы может тж дать информ. о многообразных отклонениях в выполнении рекомендованных процедур или о возможных, но обычно не учитываемых или даже нежелательных последствиях к.-л. производственных действий. Ответы на второй вопрос могут описывать физ. ресурсы (напр., инструменты, оборудование или материалы), соц. или организационные ресурсы (напр., взаимоотношения между руководителями или коллегами и кадровую работу) или же личные ресурсы работника (напр., навыки, знания, способности или др. личные характеристики, необходимые для эффективного выполнения работы).

Профессиограммы служат основой для мн. видов исслед. и планирования практических программ. Примеры их использования можно обнаружить в проектировании трудовой деятельности (job design ),разраб. программ профобучения, профконсультировании, оценке труда работника и определении профессиональных знаний и навыков или к.-л. более абстрактных конструктов, оцениваемых при подборе кадров.

Существует множество различных методов П. а., однако большинство их можно отнести к пяти категориям.

Самоотчеты. Осн. - часто единственным - источником информ. о работе яв-ся штатный исполнитель; нек-рые профессиограммы представляют собой не что иное, как отчет исполнителя, осн. отчасти на интроспективном взгляде на то, что ему приходится делать.

Непосредственное наблюдение. Нек-рые виды работ могут изучаться путем наблюдения за тем, как штатные исполнители выполняют свою работу. При этом могут использоваться такие вспомогательные средства, как видеокамеры или секундомеры, а сами наблюдения могут проводиться согласно заранее составленному временному графику. Этот метод информативен для тех видов работ, к-рые состоят из легко наблюдаемых физ. операций и коротких рабочих циклов, но он не очень подходит для работ, имеющих преим. когнитивный характер.

Исследования документации. Отчеты полицейских содержат сообщения о зафиксированных ими происшествиях (несчастных случаях, авариях и т. д.). Журналы регистрации жалоб могут содержать полезную информ. о работе как служителей правопорядка, так и представителей др. профессий, связанных с предоставлением разного рода услуг. Докладные записки могут сообщать о каких-то необычных, но важных событиях и достижениях. Мед. отчеты могут указывать источники опасности для здоровья и жизни людей в производственной среде или в методах работы. Могут существовать и составленные ранее Профессиограммы.

Интервью. Штатных исполнителей, их начальников и др. работников с сопряженными функциями могут интервьюировать по одиночке или группами, с тем чтобы определить широкие категории характеристик работы и отдельные детали внутри этих категорий. Интервью на ранних этапах анализа м. б. открытыми и неструктурированными; если анализ охватывает неск. различных видов работ, могут потребоваться стандартизированные формы интервью.

Дж. Фланаган разраб. специальный подход, к-рый хорошо зарекомендовал себя при групп. интервью. Работников или др. людей могут попросить выявить и описать критические случаи - примеры особо эффективного или неэффективного выполнения работы. Это описание включает цепочку событий, приводящих к критическому случаю, и его последствия. Анализируя совокупность критических случаев, можно многое узнать об источниках опасности, о факторах, влияющих на суждения людей, или о личных характеристиках, связанных с качеством выполнения работы. Этот прием особенно хорош для тех видов работ, где мн. важные аспекты профессиональной деятельности скрыты от сторонних наблюдателей.

Опросные методы. Когда нужно проанализировать множество видов работ или когда люди, имеющие одну и ту же профессию, выполняют различные варианты осн. работы, можно использовать анкеты или вопросники, с тем чтобы собрать информ., обычно получаемую посредством др. методов. Разраб. вопросника может потребовать наблюдений или интервью; если же он предназначен для широкого и частого использования, до проведения полномасштабных опросов его часто проверяют на небольшой выборке и при необходимости дорабатывают.

См. также Прикладные исследования, Промышленная психология, Оценка труда работника для установления заработной платы

Р. М. Гийон

Профессиональная адаптация (occupational adjustment )

П. а. - сложный и длительный процесс, к-рый начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Прикл. психологи изучают мотивацию и потребности работника в связи с удовлетворенностью работой и исследуют влияние различных индивидуальных и организационных характеристик на его трудовую деятельность.

Теории П. а. Для объяснения процесса П. а. был выдвинут ряд теорий. Теоретик в области профессионального развития, Д. Супер, и его коллеги выделяют 3 стадии в процессе П. а. (определение, поддержание и спад). Супер описал задачи развития, к-рые решаются индивидуумом на каждой из стадий. Осн. задача начальной фазы, или фазы определения карьеры, состоит в реализации профессиональных предпочтений и осознании потребности достижения стабильности в профессиональной карьере. На следующей фазе индивидуум либо действительно приобретает постоянную работу, либо оказывается вынужденным смириться с более или менее постоянной нестабильностью. Наконец, индивидуум закрепляется и прогрессирует в избранной профессиональной карьере. Др. стадии были предложены Миллером и Формом (пробный период, стабильный период, и период отхода от дел) и Р. Хэвигхёрстом (становление, поддержание и раздумья [обозрение]).

Изучались тж проблемы или стили адаптации к работе. Нефф выделил 5 типов нарушений, или патологии трудовой адаптации, включающих низкую рабочую мотивацию, страх или тревогу в ответ на требования к рабочей продуктивности, враждебность и агрессию, зависимость и соц. наивность. Наконец, Холланд и Шейн показали, как взаимодействие черт индивидуума и характеристик среды вызывают П. а. и профессиональный рост.

Обстоятельная и эмпирически обоснованная теория П. а. была изложена Лофквистом и Дэвисом в их труде «Адаптация к работе» (Adjustment to work ). Согласно этой теории, профессиональное окружение вырабатывает разнообразные паттерны подкрепления, к-рые вступают во взаимодействие с потребностями и способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и его рабочим окружением, будет приводить к удовлетворенности и удовлетворительности и, как следствие, к определенному уровню постоянства или трудовой стабильности. Удовлетворенность и удовлетворительность яв-ся комплементарными рез-тами адаптации к работе.

Т. обр., в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы среды. В соответствии с этой теорией были подобраны психол. опросники для измерения индивидуальных потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance Questionnaire [MIQ ])и составлены описания паттернов профессиональных подкрепляющих стимулов для различных профессий.

Уорр и Уолл говорят о существовании тесной связи между общим психич. здоровьем и адаптацией к работе. Эта авторы сходятся в мнении о том, что удовлетворение индивидуальных потребностей в работе существенно для самооценки и, следовательно, для общего здоровья. В целом рез-ты исслед. подтверждают наличие связи между общей и П. а. Крайтс обращает внимание на то, что эта связь яв-ся сложной и, по-видимому, зависит от индивидуальных и организационных опосредующих переменных.

Вмешательства в целях облегчения профессиональной адаптации. В промышленности применялись терапевтические и профилактические программы для содействия П. а. и психич. здоровью работников, включающие, помимо прочего, усовершенствования в процедурах отбора и обучения. В исслед. обнаружилось, что сбалансированная (позитивная и негативная) информ. о предстоящей работе, предоставляемая кандидату, приводила к более реалистическим ожиданиям и снижала число увольнений.

Др. программы предназначались для обучения менеджеров более эффективному руководству в вопросах развития профессиональной карьеры работников. Кроме того, орг-ция консультационных центров и центров по оказанию помощи работникам стала приобретать все большую популярность в сфере бизнеса, в пром-сти и гос. учреждениях. Эти и др. подобные им программы повышают способность работника и орг-ции справляться с проблемами П. а.

См. также Развитие профессиональной карьеры, Промышленная психология, Удовлетворенность работой

А. Р. Споукейн

Профессиональная реабилитация (vocational rehabilitation )

Согласно Ричарду Берку, первое Постановление о П. р. (гос. Закон 236) в США было принято Конгрессом 2 июня 1920 г. Это постановление делало особое ударение на профессии и определяло реабилитацию как «усилия, направленные на то, чтобы сделать инвалида способным заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью».

Теоретически программа П. р. должна адресоваться людям с ограниченной дееспособностью, предоставляя им возможность выбора. Она должна бы отличаться от схожих мероприятий, целью к-рых яв-ся первичное обучение, такое как профориентация, профобучение и повышение квалификации. Однако на практике, мн. инвалиды выбирают из имеющихся в наличии ресурсов, чтобы удовлетворить свои личные потребности, часто не принимая во внимание ни подобные официальные определения, ни рекомендации специалистов.

Индивидуальная практика искажает статистические тенденции и лишает точности определения. Однако за ней стоят определенные причины. Она отражает практ. соображения. Чел. может предпочесть одну программу др. из-за близости места учебы. Др. причиной м. б. чувство стыда, связанное с П. р. и недееспособностью, вынудившей чел. ее проходить. Ольшански высказывает предположение, что инвалид часто страдает от чувства стыда не в какой-то одной его форме, а от множества его разновидностей, связанных с внешними физ. недостатками, стереотипными представлениями о людях, получающих соц. помощь, и даже с аттитюдами в отношении расовой принадлежности, цвета кожи или религиозных убеждений. В то время как достижения медицины и науки продолжают способствовать увеличению продолжительности жизни, будет все больше расти потребность в П. р., направленной на повышение качества более долгой жизни инвалидов.

С. Берент

Профессиональная этика (professional ethics )

Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг-ций, участников исслед., профессиональных групп и об-ва в целом.

Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к к-рым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классиф. принципов. В любом случае нормы, как правило, яв-ся, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными орг-циями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим орг-циям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения.

Системы этических принципов осн. на целях, задачах и фундаментальных ценностях конкретных профессий. Не столь весомые как гражданское или уголовное право, они все же могут служить руководящей линией для разраб. законодательства или для определения в ходе гражданского разбирательства, были ли нарушены принятые нормы практики. Этические принципы обычно периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм об-ва в целом или рез-ты судебных решений.

Первая сфера - «ответственность» - обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным рез-там своих профессиональных действий.

Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в к-рых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.

Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в об-ве, и использования этой информ. при разраб. собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.

Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления орг-цией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.

Принцип «конфиденциальности» яв-ся неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др.

В целях защиты прав тех, кто прибегает к психол. услугам, разраб. принцип, касающийся «благополучия потребителя».

Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с др. специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.

Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.

Принцип, касающийся «проведения исслед. с участием чел.», яв-ся столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исслед., а на др. - любой потенциально возможный риск для участников.

Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исслед. следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.

Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с к-рыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в к-рых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.

В разраб. этических норм и следовании им существует неск. важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема - интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями об-ва в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой яв-ся работа психологов в непсихологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разраб. четких этических директив.

Существуют определенные группы клиентов, относительно к-рых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психич. нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.

Второй группой, требующей особого этического подхода, яв-ся дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.

В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.

Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.

Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информ. о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информ. не будет больше конфиденциальной.

Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с к-рыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция соц. и профессиональных ценностей с юридич. требованиями яв-ся непрерывным процессом.

Следовательно, этические принципы - это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя к-рым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.

См. также Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией, Профессиональные консультации

Т. С. Беннетт

Профессиональное консультирование (occupational counseling )

П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта в П. к.

Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов.

П. к. уходит своими корнями в движение соц. реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе к-рого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и др. в процессе «принятия выверенного решения».

Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration ), гос. бюро по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере бизнеса и промышленном пр-ве.


Похожая информация.


Создание новых предметов и новых объектов обусловлены по-требностями человека. Проектирование как вид деятельности используют во всех сферах жизни: строительстве, бизнесе, из-готовлении одежды, предметов интерьера и т.п. Следовательно, каждый технологический процесс предусматривает создание про-екта. Спроектированные изделия могут иметь разные формы, должны удовлетворять фантазии и потребности людей, которые пользуются ними. Такие изделия должны соответствовать своему назначению, современным стандартам и требованиям.

На предприятиях для создания красивых, полезных и качест-венных изделий в разработке проекта принимает участие боль-шое количество специалистов - дизайнеры, конструкторы, тех-нологи, врачи, экономисты и др.

Рис. 126. Творческая работа дизайнеров и конструкторов

Проектирование изделия состоит из таких этапов:

  • Определение назначения будущего изделия.
  • Определение требований к будущему изделию.
  • Анализ возможных вариантов моделей изделия.
  • Разработка эскиза будущего изделия.
  • Выполнение расчетов, уточнение формы и конструкции из-делия.
  • Создание рабочей документации.

Проектирование (с лат. projectus - заранее придуманный замысел) - процесс создания проекта будущего объекта и способов его изготовления.

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей . ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: - создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; - обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: - анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности. В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности: - проблемы, носителем которых является данная общность; - социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности; - знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации; - ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта. Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий. Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта. Практические мероприятия: Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения. Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.). 3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив. Целевая установка проектов: - для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого). - освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) . Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает: - выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий : Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

«Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 2.2. Разработка продукта и выбор...»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА

И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

2.2. Разработка продукта и выбор технологического процесса в производственной сфере

2.3. Проектирование услуг и выбор процесса обслуживания

2.4. Управление качеством производства и обслуживания

2.5. Ускоренная разработка продукта

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Понятие «проектирование», как и понятие «проект», не имеет однозначного толкования. Достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование»: инженерный подход и бизнесподход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов и технологических процессов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в себя инженерный подход как составную часть .

Существует более 30 определений понятия «проектирование». Дадим краткую характеристику лишь некоторых из них.

Проектирование - это:

Отыскание компонентов какой-либо физической структуры (Александер);

Целенаправленная деятельность по решению задач (Арчер);

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

Принятие решений в случае неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов);



Моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате (Буккер);

Определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми (Фарр);

Произведение изделия в соответствии с обстановкой при максимальном учете всех требований (Грегори);

Осуществление очень сложного акта интуиции (Джонс);

Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий (Мэтчетт);

Выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях (Мэтчетт);

Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего (Пейдж);

Творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало (Ризуик);

Процесс создания модели оптимального качества для несуществующего изделия или явления (Коновалов).

Из приведенных определений видно, что Александер, Фарр и Грегори исповедуют инженерный подход при определении процесса проектирования. Все остальные авторы придают термину «проектирование»

более широкую смысловую нагрузку.

Различают методы коллективного и индивидуального поиска проектных решений, некоторые из них могу быть реализованы с применением информационных технологий. Наиболее распространенным методом коллективного творчества является метод мозговой атаки.

Отбирается группа для генерации идей;

Вводится правило, запрещающее критиковатьлюбую идею, какой бы абсурдной она ни казалась;

Ставится задача получения максимального количества идей;

Участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими;

Идеи фиксируются и оцениваются.

60 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА При проведении сеанса мозговой атаки наблюдается цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: за 15–30 минут генерируется 50–150 идей, в то время как при индивидуальной работе - только 10–20 идей.

Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении технических проблем, при решении бизнес-проблем, при планировании военных операций, расследовании преступлений и т. д.

1. Эффективное число участников 5–12 человек. При числе участников менее пяти не всегда выполняются ключевые функции инновационного менеджмента. При числе участников более 12 практически теряется управляемость процесса. Оптимальное число членов команды семь человек.

2. Создаются две подгруппы: ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). «Чайники» могут стать генераторами нестандартных идей, а «профессионалы» не пропустят неверное решение.

3. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов.

Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.

4. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности.

5. Желательно участие женщин. Практика показывает, что в присутствии женщин у мужчин возрастает результативность интеллектуальной деятельности.

6. Желательно участие «людей со стороны» («свежая кровь»).

7. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.

8. Полная продолжительность сеанса не более 1,5–2 часов. Связано это с утомляемостью человеческого мозга.

9. Проблему желательно ставить за 2–3 дня до проведения сеанса, чтобы включилось «подкорковое мышление».

10. Из психологических соображений нельзя проводить заседание в кабинете директора.

11. Результативность атаки повышается, если заранее будет объявлено о награде (гонораре).

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека В основе фундаментального метода Мэтчетта лежит системный подход. Цель метода - научиться понимать и контролировать свой образ мыслей и соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации.

В частной школе Мэтчетта (Великобритания) проходят подготовку специалисты ведущих компаний мира самого различного спектра профессиональной деятельности. Как правило, после прохождения курса обучения результативность специалистов резко возрастает.

Технология обучения является закрытой по двум причинам:

а) коммерческая тайна;

б) в процессе обучения используются психологические методы воздействия, что небезопасно для здоровья человека при их неправильном применении.

Специалистов обучают освоению следующих режимов мышления:

Мышление стратегическими схемами;

Мышление в параллельных плоскостях;

Мышление «образами»;

Мышление в основных элементах.

Цель метода исследование потребителей.- собрать информацию, известную только потребителям данного класса изделий или систем. Различают три разновидности применения метода: интервью потребителей, анкетный опрос, исследование поведения потребителей.

При проведении устного опроса (интервью потребителей) принципиально важно:

Получить разрешение на проведение интервью у опрашиваемого, его непосредственного начальника и руководителя предприятия;

Побудить человека ответить на поставленные вами вопросы;

Организовать течение беседы в нужном направлении;

Из полученной информации сделать соответствующие выводы.

При проведении анкетного (письменного) опроса необходимо иметь в виду, что точность полученной информации находится в квадратичной зависимости от количества респондентов.

Определить объекты и категорию опрашиваемых лиц;

Составить и распространить пробную анкету (~ 10 экземпляров);

62 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

По результатам ответов на пробную анкету составить и распространить массовым тиражом основную анкету;

Провести статистическую обработку информации.

Исследование поведения потребителей проводят в случае проектирования, производства и продажи сложных объектов и систем, реакция на использование которых труднопрогнозируема. Например, автомобилестроительные компании создают опытные образцы новых моделей автомобилей и тестируют их на потенциальных покупателях.

По результатам тестирования вносятся соответствующие коррективы в конструкцию серийных моделей автомобилей.

Метод поиска границ - это скорее экспериментальный, чем логический метод. Цель метода - найти пределы, в которых лежат приемлемые решения. Поиском границ целесообразно заниматься фирме, которая рассчитывает занять ключевые позиции на рынке и на 1–2 года обойти конкурентов, либо фирме с независимым финансированием.

При реализации метода используется следующая последовательность действий:

Определить полное описание основных требований, предъявляемых к объекту или системе:

Максимально точно определить интервал значений, в котором заключена неопределенность;

Создать действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры в интервале неопределенности;

Провести эксплуатационные испытания объекта или системы.

Например: определение верхнего и нижнего размеров классной доски;

определение толщины ножек стула, изготавливаемого из полимерного материала. В перечисленных примерах в неявной форме присутствует такой параметр, как комфорт, рассчитать который практически невозможно.

Цель кумулятивной стратегии Пейджа - аккумуляция ресурсов в одном направлении; исключение необходимости разрабатывать плохие проекты.

Вероятность достижения поставленных целей проекта во многом зависит от количества вариантов предлагаемых проектных решений. Если предложен только один вариант решения, то статистика показывает, что вероятность благоприятного исхода - 60%; два варианта решения - 80%;

три варианта решения - 90% и т. д. Однако следует помнить о том, что чем больше вариантов, тем больше расходов будет нести заказчик проекта. Отсюда следует вывод о том, что в определенный момент времени необходимо сделать экспертную оценку преимуществ и недостатков

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека предлагаемых вариантов, выбрать к дальнейшей проработке один из них, направив на его реализацию все имеющиеся в наличии ресурсы.

Последовательность действий при применении кумулятивной стратегии Пейджа:

Определяются существенные цели проекта;

Устанавливаются критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектного решения;

Проводятся испытания с отбраковкой проектных вариантов;

Все силы сосредоточиваются на выбранном проектном решении.

Следует отметить, что кумулятивная стратегия Пейджа в основных позициях хорошо согласуется с системной технологией вмешательства.

Кумулятивная стратегия Пейджа удачно реализована при создании единого европейского самолета (компания Airbus). После Второй мировой войны ни одна страна Европы была не в состоянии составить конкуренцию США (Boeing). Путем объединения ресурсов нескольких стран удалось создать компанию, разрабатывающую и производящую самолеты мирового уровня.

Сущностью функционально-стоимостного анализа.является проведение анализа для оценки функций объекта или системы и снижения всех излишних затрат.

Метод реализуется в такой последовательности:

Определяются функции элементов изделия или системы;

Оценивается стоимость выполнения каждой функции;

Выявляются «недостающие», «лишние» функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

Включаются элементы с нужными функциями, исключаются элементы с ненужными функциями и выбираются наиболее рациональные решения элементов с чрезмерными затратами;

Внедряются результаты функционально-стоимостного анализа (ФСА).

При проектировании новых изделий и технологий;

При модернизации освоенных в производстве изделий;

При реконструкции фирм;

При снижении затрат основного и вспомогательного производства, сырья, топлива, материалов и энергии;

Для экономии людских ресурсов.

64 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Метод ФСА активно применялся в нашей стране в масштабах Министерства электротехнической промышленности с 1977 г. При проведении ФСА следует помнить, что основные элементы (функции), составляющие 5% от общего числа элементов, имеют долю в общей стоимости системы, равную 75%. Именно на эту группу элементов и необходимо в первую очередь обратить внимание.

Погрешность итоговой калькуляции при проведении ФСА должна быть на порядок меньше объема снижения себестоимости.

Характерные ошибки при проведении ФСА: слабое привлечение специалистов других служб; отвлечение на одну из первых идей; получение избытка или недостатка информации.

Метод эвристических приемов.нашел широкое применение при проектировании технических объектов. Эвристический прием содержит краткое предписание или указание, «как преобразовать имеющийся прототип» или «в каком направлении нужно искать». Основные эвристические приемы (табл. 2.1) систематизированы в группы.

Таблица 2.1 Группы и число эвристических приемов

–  –  –

Метод морфологического анализа и синтеза проектных решений разработан швейцарским астрономом Ф. Цвики в 30-х гг. прошлого столетия.

Метод основан на комбинаторике и заключается в следующем:

Выбирается группа основных признаков рассматриваемого объекта или системы;

Для каждого признака выбирается множество альтернативных вариантов;

Комбинируя варианты, получают множество решений.

Примеры использования метода: проектирование нового вида бизнеса, проектирование индивидуального строительства и др.

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Эффективность применения метода повышается при использовании компьютерных технологий.

Различают пять методов исследования структуры проблемы: матрица взаимодействий, сеть взаимодействий и трансформация системы, проектирование нововведений путем смещения границ, проектирование новых функций.

Матрица взаимодействий обеспечивает систематический поиск взаимосвязей элементов в рамках данной проблемы. Примером матрицы взаимодействий может быть описание основных функций, выполняемых подразделениями или отдельными сотрудниками предприятия, анализ матрицы взаимодействий позволяет выявить скрытые резервы.

Сеть взаимодействий - это матрица взаимодействий, изображенная в виде графа, блок-схемы, поточной схемы. Примером сети взаимодействий может быть схема организационной структуры управления предприятием. Для описания бизнес-процессов и построения сетей взаимодействия созданы специальные алгоритмы и языки программирования, например ARIS.

Трансформация системы - это определение новых типов компонентов системы, которые способны ликвидировать ее недостатки. Примером может быть внедрение системы автоматизированного управления предприятием.

Проектирование нововведений путем смещения границ можно рассмотреть на примере создания судна на подводных крыльях: крылья, традиционно используемые для полета, применили для перемещения в воде.

Наибольшую сложность представляет проектирование новых функций. Цель применения метода - создание радикально новой конструкции или системы, способной привести к новым моделям поведения и спроса.

Примерами могут быть: создание персонального компьютера, сотового телефона, частные полеты в космос и др.

При реализации метода переключения стратегии используется такая последовательность действий:

1. Приступить к работе по стратегии, которая соответствует поставленной задаче.

2. Действуя в соответствии со стратегией, записывать спонтанные мысли.

66 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

3. Проанализировать каждую спонтанную мысль на предмет ее приемлемости в проекте.

4. Сопоставить направления, в которых идут плановая стратегия и спонтанные мысли.

5. Оценить, нельзя ли их взаимно увязать с целью усиления.

Метод переключения стратегии был успешно применен при создании принципиально нового устройства для чтения слепых, основанного на преобразовании изображения в звук с использованием сканера и компьютера.

Системотехнический подход.к проектированию позволяет добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой.

При реализации системотехнического подхода применяется иерархия задач проектирования, например:

Уровень общественных групп (в частности, проектирование городского хозяйства в целом);

Уровень производственных систем (в частности, проектирование предприятия);

Уровень подсистем (в частности, проектирование дорог);

Уровень объектов (в частности, проектирование конкретного здания).

Системотехнический подход необходимо применять также при проектировании систем «человек - машина». В этом случае принципиально важными вопросами являются: определение функций, которые возлагаются на людей и на машины; определение необходимых методов обучения, вспомогательных устройств, конструкций средств коммуникаций между человеком и машиной; обеспечение совместимости между человеком, машиной и средой.

Связь процесса проектирования с другими видами человеческой деятельности представлена графически на рис. 2.1.

Из рисунка следует, что проектирование является сложным видом деятельности и находится на перекрестке различных путей: от достижений науки через технические дисциплины (слева направо); от возможностей производства через достижения технологии (справа налево); от политики через социологию, психологию и экономику (сверху вниз); от искусства через техническую эстетику и архитектуру

Регистрационный No 94–0603 ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Инструкция по применению Учреждения-разработчики: Белорусский государственный медицинский университет, Витеб...» _специальности_ (специальности/профессии) 38.02.07 "Банковское дело"_углубленная _подготовка _. (код и наименование специальности или профессии) Авторы: _ ученая...»

Читайте также: