Исполнительский сбор является мерой финансово-правовой ответственности должника, которая означает возложение на него обязанности по оплате дополнительной платы в связи с принудительным взысканием. Что такое исполнительский сбор, каковы его размеры и порядок взимания – все это можно узнать из данной статьи.
Порядок взимания дополнительного платежа приставам определен ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон No 229-ФЗ) и внутренними документами ФССП – Методическими рекомендациями.
Согласно содержанию ст. 30 Закона No 229-ФЗ, пристав обязан установить срок, в который гражданин может добровольно исполнить решение суда, поскольку это его законное право. Указание на временные рамки содержит само постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с п. 12 ст. 30 вышеуказанного нормативного акта – это 5 дней со дня получения письма от пристава. Если же гражданин, в отношении которого начато производство, самостоятельно не погасит долг, начинается процедура принудительного взимания. А поскольку на это тратится время и другие ресурсы, возмещение происходит за счет должника.
Исключение составляет ряд случаев, согласно ч. 5 ст. 112 Закона No 229-ФЗ:
- если исполнительное производство возбуждается приставом на основании поручения другого сотрудника службы, что может быть связано с необходимостью произвести мероприятия по взысканию задолженности на территории, где полномочия отдающего распоряжение не действуют;
- при повторном направлении исполнительного листа, в случае, если постановление о привлечении должника к финансовой ответственности не отменено;
- если исполнительный документ был выдан на основании определения суда об обеспечении исковых требований;
Также сбор не подлежит удержанию по постановлениям о взыскании самого сбора, расходов, связанных с принудительным исполнением, а также штрафов, накладываемых приставом.
Размер исполнительского сбора
Закон No 229-ФЗ определяет размер дополнительного платежа в адрес ФССП – 7% от суммы долга или стоимости имущества, подлежащего взысканию. При этом установлены минимальные размеры финансовой санкции:
- для граждан – 1 000 рублей при требованиях имущественного характера, 5 000 рублей – для неимущественного;
- для организаций – 10 000 и 50 000 рублей соответственно.
Если речь идет о солидарной ответственности по обязательству, например, в случае наличия условия о поручителях в договоре займа, то исполнительский сбор взимают с каждого лица в отдельности, в соответствии с положением п. 3.1. ст.12 Закона No 229-ФЗ, при этом минимальные суммы остаются прежними. При взыскании в форме периодических платежах (например, алиментных), то проценты начисляются на каждый из них поэтапно.
Если часть обязательства была выполнена в установленный в постановлении срок, то исполнительский сбор исчисляется лишь на оставшийся долг.
В случаях, когда пристав уже вынес соответствующее постановление, а должник произвел оплату самостоятельно и предъявил её доказательства, старший пристав должен уменьшить размер финансовой ответственности, внеся изменения в принятый акт.
Исчисление сбора в проценте от стоимости имущества происходит на основании указаний суда, согласно ст. 171 АПК РФ и ст. 205 ГК РФ. Если лист содержит указание по передаче имущества, то исчисление также производится из его стоимости (Определение ВАС No А60-11109/2008-С5 от 17 марта 2009 г.).
Порядок взыскания
Производство по взысканию долга перед ФССП является отдельным и исполняется в общем порядке, закрепленным Законом No 229-ФЗ. Однако оно может осуществляться как в рамках основного производства, так и вне его. В последнем случае финансовая санкция не применяется при:
- окончании взыскания при фактическом исполнении, возвращении документы взыскателю, направлении листа работодателю, а также истечении срока давности;
- прекращении производства в связи с принятием судом соответствующего решения, а также заключение мирового соглашения.
Информация о взыскании исполнительского сбора высылается вместе с данными о завершении производства по основному долгу.
Пристав не взыскивает сбор, если исполнение завершается в связи с:
- невозможностью узнать, где находится должник, его имущество или денежные средства;
- отсутствием ликвидного имущества;
- возвращением листа по решению суда или иному официальному акту;
- ликвидации юрлица, признании его банкротом.
Не исключается возобновление производства по ранее отозванному исполнительному документу.
Перед взысканием пристав обязан узнать, что должник был предупрежден о начатом в отношении него исполнительном процессе. Гражданин же обязан предоставить доказательства о том, что получение им письма было невозможным (например, больничный или командировочный лист). Также пристав выясняет, истек ли срок, данный для самостоятельного исполнения, сделал ли гражданин платеж, осуществил ли действия.
Учитывая положения ст. 110 Закона No 229-ФЗ, взысканное переводится на счет ФССП в третью очередь, то есть после погашения основной задолженности и возмещения расходов в бюджет, если же характер требований неимущественный, то во вторую.
Отсрочка, уменьшение и возврат
По указанию суда оплата исполнительного взноса может осуществляться отдельными траншами, отсрочиться, а также сам размер финансовой санкции может измениться в меньшую сторону, но более чем на 25%.
При принятии судом решения, пристав выносит соответствующее постановление, а сам судебный акт подлежит немедленному исполнению.
Если сумма сбора уменьшается, то отдельного постановления не требуется, пристав вносит лишь изменения в предыдущее. Если же происходит отсрочка, поэтапное погашение или возврат оплаченной суммы, приобщают копию решения.
Возвратить взысканное пристав может в нескольких случаях:
- при отмене акта суда или постановления пристава;
- при изменении взыскиваемой суммы в меньшую сторону;
- при освобождении от финансово-правовой ответственности (не платить исполнительский сбор имеют право лица, попавшие в крайние обстоятельства – при госпитализации и т.п.).
На вопрос о том, как не платить исполнительский сбор, существует один ответ: оплатить долг в добровольном порядке.
Разумеется, отсрочить оплату можно и искусственным образом: если есть основания полагать, что возбуждено исполнительное производство и пришло извещение, отследить отправителя можно по трек-номеру на сайте Почты России, а затем поинтересоваться у работников почты, каков крайний срок хранения письма. Получив конверт в последний день, можно быть уверенным, что в запасе есть ещё пять дней для совершения оплаты.
Если речь идет о штрафе ГИББД, и постановление уже было получено, а в базе приставов указана финансовая санкция, то произвести оплату стоит непосредственно по реквизитам органа, вынесшего акт о привлечение к административной ответственности.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства». Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни. Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера - ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов. Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму. Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения. Закон императивно указывает, что размер исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а по документам неимущественного характера 500 руб. - с гражданина-должника и 5 тыс. руб. - с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется по каждому платежу в отдельности. Вопрос уменьшения размера исполнительского сбора отнесен к компетенции судебных органов (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). На взгляд автора, нормы ст. 112 Закона № 229-ФЗ позволяют говорить о невозможности удовлетворения судом заявления о частичном признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя при наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора. В этом случае должник вправе применить иные способы защиты, названные в ч. 6 ст. 112 Закона. Нельзя признать постановление судебного пристава незаконным, поскольку он в силу Закона № 229-ФЗ при его вынесении не вправе уменьшить размер исполнительского сбора. Такой подход применялся судами при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении их к налоговой ответственности. До 01.01.2006 суды исходили из того, что уменьшить сумму налоговой санкции можно только при рассмотрении судом заявления налогового органа о ее взыскании. Данный подход мотивировался тем, что ст. 112 Налогового кодекса РФ предоставляла право уменьшать размер санкции только суду. С 01.01.2006 начала действовать новая редакция п. 4 ст. 112 Кодекса, предоставившая такое право налоговому органу. Только после этой даты суды получили возможность принимать судебные акты о признании частично недействительным решения налогового органа со ссылкой на то, что налоговый орган неправомерно не принял во внимание наличие у налогоплателыцика смягчающих вину обстоятельств. В ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ впервые перечислены случаи, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию. Установив четкий порядок взыскания сбора, законодатель тем не менее не дал ответа на вопрос о его правовой природе. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на этот счет. Суды же при вынесении судебных актов руководствовались правовой позицией, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор - разновидность административно-правовой ответственности. В результате появилось суждение, что исполнительский сбор как мера административной ответственности должен применяться при наличии в действиях заявителя признаков состава исполнительского правонарушения , поэтому суд должен для определения обоснованности привлечения к ответственности правильно установить элементы данного нарушения: субъекта, объективную и субъективную стороны. Объективной стороной правонарушения, по мнению ряда авторов, было нарушение должником срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, а субъективной - вина лица, которая заключалась в отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в этот срок. Некоторые суды при рассмотрении споров о взыскании исполнительского сбора напрямую применяли нормы КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности. Кассационные инстанции арбитражных судов не восприняли данную позицию. По одному из дел в постановлении ФАС Уральского округа от 12.08.2004 № Ф09-2556/04-ГК указано: «Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» КоАП РФ. Статьей 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится. Процедура взыскания исполнительского сбора регулируется специальным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 443-О и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» подтвердили позицию кассационных судов. Как же определяет исполнительский сбор Закон № 229-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор - это денежное взыскание за неисполнение властного предписания административного органа в лице судебного пристава-исполнителя. Исходя из легального определения можно предположить, что, как и ранее, исполнительский сбор является разновидностью административной санкции, поскольку она установлена за нарушение в сфере публичных, а не частных правоотношений. Хотелось бы заметить, что, отрицая распространение на взыскание исполнительского сбора норм КоАП РФ, суды кассационной инстанции вместе с тем в мотивировках своих постановлений определяют исполнительский сбор именно как административную санкцию. В постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-956/08-С1 указано, что «исполнительский сбор является санкцией штрафного характера по возложению на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя». Данный подход основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной санкции. Однако такой подход КС РФ был обусловлен недостатками изложения ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , которая в нарушение Конституции РФ не давала должнику возможности представить необходимые документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения, не определяла порядок уменьшения ответственности. Упомянутые недостатки устранены в Законе № 229-ФЗ. Позиция И. Б. Морозовой, А. М. Треушникова, В. С. Анохина о том, что исполнительский сбор является платой, направленной на финансирование службы судебных приставов-исполнителей, была отвергнута Министерством юстиции РФ в письме от 21.12.2000 № 06-5893. В. В. Ярков определял исполнительский сбор как имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа. В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских считали, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф. В. Н. Аргунов полагал, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. С учетом новых подходов законодателя, изложенных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ, заслуживает внимания определение исполнительского сбора, предложенное Л. В. Белоусовым: «Исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности». Не соглашаясь с изложенной позицией, Я. М. Каганцов указал на невозможность существования гражданских правоотношений на условиях власти (судебный пристав-исполнитель) и подчинения (должник). Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции. Гражданско-правовая санкция - это предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Санкция в обязательстве - предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей. Какие нормы Закона № 229-ФЗ могут подтверждать, что исполнительский сбор является гражданско-правовой санкцией? Прежде всего, само название главы 15 Закона «Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» . Из буквального толкования названия следует, что исполнительский сбор выведен из видов ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, поскольку виды ответственности перечисляются в ст. 113, 114 Закона. Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу. В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания. Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению. Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей. Проблема квалификации исполнительского сбора как гражданско-правовой санкции связана с тем, что гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим. В нашем же случае потерпевшей стороной выступает государство, поскольку исполнительский сбор взыскивается в федеральный бюджет. Но не стоит забывать, что и в гражданском законодательстве допускается взыскание санкций в доход государства (например, при применении ст. 169 ГК РФ). Если исходить из того, что исполнительский сбор относится к гражданско-правовой ответственности, то оправданно установление в ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ наравне с административным исковых способов защиты от наложения санкции в виде исполнительского сбора. Четкое уяснение правовой природы исполнительского сбора необходимо и для правильного определения налоговых последствий его уплаты. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005 признал неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумму исполнительского сбора, взысканного в связи с принудительным исполнением постановления налогового органа, отметив, что в силу прямого указания п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Согласно п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г . в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносил постановление, по которому с должника взыскивался исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы. Исходя из буквального смысла данной нормы эта денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор. Между тем такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан. Следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, по смыслу ст. 81 Закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 8, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, т. е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по исполнению судебных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Значит, сумма исполнительского сбора не может быть включена в состав внереализационных расходов. Приведенная позиция суда небесспорна. При разрешении этого налогового спора нужно обратиться к Приказу Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации» , согласно которому исполнительский сбор относится к административным платежам и сборам с КБК 000 1 15 01000 00 0000 140, а не к административным штрафам, которым присвоен КБК 000 1 16 00000 00 0000 000. Анализ платежей, включенных в административные платежи и сборы, показывает, что в основном это платежи за выполнение определенных государственных функций. Определение правовой природы исполнительского сбора важно и для выбора способов защиты должника, установления бремени доказывания при рассмотрении таких споров в суде. В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник может обратиться в суд с:
- заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя;
- исковым заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты исполнительского сбора;
- исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора;
- исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрим каждое из требований в отдельности
1. Заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя при обращении с ним в арбитражный суд должно быть оформлено по правилам ст. 199 АПК РФ. Заявление не оплачивается госпошлиной. Ранее такой способ защиты использовался для уменьшения исполнительского сбора. После 01.02.2008 он не может быть применен для снижения размера исполнительского сбора, ибо только суд полномочен решать данный вопрос. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть удовлетворено в следующих случаях:- преждевременное, до истечения срока добровольного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
- вынесение постановления по исполнительным производствам, перечисленным в ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии документов, подтверждающих факт своевременного исполнения исполнительного документа.
- предоставление должником судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, документов, свидетельствующих о невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии судебного акта о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения, приостановлении исполнительного производства, отложении исполнительных действий.
Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на то, что постановление вынесено 12.11.2002, в то время как 05.11.2002 суд вынес по данному делу определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения на срок до 01.04.2003;
- обращение должника в срок, предоставленный для добровольного исполнения, к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении сроков исполнительного производства в порядке ст. 20 Закона № 229-ФЗ, не рассмотренным на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора;
- отмена постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в продлении срока добровольного исполнения при условии, что должник исполнил требования исполнительного документа в срок, на который он просил отложить добровольное исполнение;
- неправильное определение размера исполнительского сбора.
- степень вины должника,
- имущественное положение должника,
- иные существенные обстоятельства.
- судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ;
- исполнительного документа;
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2000. С. 452. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу № А41-К2-21402/07; ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу № А79-5843/2007.
Исполнительский сбор — это финансовая санкция, касающаяся, прежде всего, должников. О том, что он собой представляет, кто его взимает и каков его размер, рассказывается в настоящей статье.
Исполнительный сбор: общие моменты
Вопросы, касающиеся исполнительского сбора, регламентируются ст. 112 закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — закон № 229-ФЗ), а также Методическими рекомендациями, которыми Федеральная служба судебных приставов руководствуется при истребовании исполнительского сбора.
Ст. 30 закона № 229-ФЗ устанавливается обязанность пристава в случае поступления судебного решения определить должнику срок, в который он должен добровольно выполнить требования, указанные в исполнительном листе.
Этот период указывается в постановлении, которым исполнитель открывает исполнительное производство, и составляет по закону 5 дней с момента получения постановления должником.
Если должник не выполнит требования из исполнительного документа в отведенный срок, судебный пристав начинает процедуру принудительного взыскания. Поскольку он тратит на это свое рабочее время и государственные средства, он дополнительно накладывает на должника финансовую санкцию в виде исполнительского сбора.
Законом предусмотрен исполнительский сбор в размере 7 % от суммы, взыскиваемой по исполнительному листу, или стоимости взыскиваемого имущества. Размер исполнительского сбора зависит от того, является плательщик физическим лицом или организацией, но не может быть меньше установленной законом суммы:
Не знаете свои права?
- 1 000 рублей — для физических лиц;
- 10 000 рублей — для организаций.
Если исполняются требования неимущественного характера, ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ устанавливает исполнительский сбор в размере:
- 5 000 рублей — для физических лиц;
- 50 000 рублей — для организаций.
Порядок взимания исполнительского сбора службой судебных приставов
Пристав имеет право обязать должника уплачивать исполнительский сбор в том случае, когда имеет неопровержимые доказательства того, что должник был должным образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства, но не принял мер для исполнения требований или отказался получать исполнительный документ.
Кроме того, если должник в последующем не докажет убедительность причин, по которым своевременное исполнение было невозможным, судебный пристав также имеет все основания наложить исполнительский сбор.
Закон обязывает исполнителя перед принятием решения о применении данной финансовой санкции убедиться, что:
- срок, который давался должнику для того, чтобы выполнить решение суда, истек;
- документально подтвержден факт получения должником постановления об открытии исполнительного производства или отказа его получать;
- должник не исполнил требований, указанных в исполнительном документе;
- должник не представил убедительных причин, по которым он не мог выполнить требования пристава.
Если исполнительский сбор не взимается непосредственно в процессе проведения исполнительного производства, пристав на основании п. 16 ст. 30 Закона № 229-ФЗ возбуждает еще одно производство по его истребованию.
Постановление о взыскании исполнительского сбора
Исполнительский сбор назначается отдельным документом, подлежащим исполнению, в производстве, которое ведет пристав, и также в обязательном порядке отправляется должнику.
Форма такого документа утверждена приказом Федеральной службы судебных приставов России от 31.01.2011 № 28. Он подписывается приставом, который его составил, и старшим судебным приставом-исполнителем.
Если должник хочет избежать лишних расходов по исполнительскому сбору, размер которого может быть довольно существенным, ему необходимо контролировать свою почтовую корреспонденцию, чтобы своевременно получить и незамедлительно выполнить указания из исполнительного документа.
После исполнения нужно обязательно оповестить об этом судебного пристава, чтобы предупредить вынесение постановления о взимании исполнительского сбора. Судебная процедура по оспариванию такого постановления достаточно трудоемка и длительна.
Рассмотрим основные правила взыскания исполнительских сборов, их величина в зависимости от лица, обязанного к уплате. А также, какие меры можно предпринять, чтобы уменьшить исполнительский сбор или не оплачивать его вовсе.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Что это такое
Исполнительским сбором называют наказание санкционного характера, применяемое работниками исполнительных органов относительно неплательщиков, не исполняющих по собственному желанию в назначенное время постановление судебного органа и всех требований исполнительного документа. Исключением могут являться ряд уважительных причин, о которых чуть позже.
К тому же, исполнительский сбор является не только санкционной мерой, но и своеобразным стимулом, подталкивающим должника к незамедлительному исполнению своих обязательств. Ведь не каждое лицо захочет выложить свои кровные за собственное бездействие, когда вопрос может быть улажен меньшими затратами.
Законодательно предусмотрен сбор в размере 7% от той суммы, которая должна быть взыскана по исполнительному документу. Размер сборов будет зависеть от того, является ли неплательщик физическим или юридическим лицом.
Но даже в этом случае размер сбора не может быть:
- Менее 1 000 руб. для физического лица;
- Менее 10 тыс. руб. для юридического лица.
В случае неисполнения обязательств по вопросам неимущественного характера с должника будет списано:
- Не менее 5 000 руб., если это физлицо;
- Не менее 50 000 руб., если это юридическое лицо.
В каких случаях
Учитывая законодательные нормы федерального закона №229, основными условиями для взыскания исполнительского сбора являются:
- Неисполнение требований, прописанных в исполнительном листе в определенные сроки. Под установленными сроками подразумевается период в 5 рабочих дней со дня возбуждения исполнительного производства;
- Непредставление неплательщиком информации приставам о том, по каким причинам не были исполнены обязательства. К таковой информации можно отнести:
- Информация о трудоустройстве и источниках получения прибыли;
- Платежки, квитанции и иные документы, подтверждающие оплату долга перед приставами.
Но не стоит забывать, что добровольное выполнение обязательств напрямую зависит от надлежащего уведомления должника.
Существует несколько способов :
- Почтовое уведомление;
- Телеграмма, факсимильное сообщение, смс-сообщение;
- Личное посещение приставом.
При использовании любого из перечисленного способов пристав обязан сделать отметку о реакции должника. От этого будет зависеть дальнейшая работа с задолжавшим лицом.
Видео: Как оспорить
Постановление о взыскании исполнительского сбора
Постановление о взыскании исполнительского сбора является исполнительным , который должен соответствовать конкретным требованиям, предъявляемым к данному роду документов. Принимается постановление старшим судебным исполнителем и заверяется тем структурным отделением, где решается вопрос долга.
В основной части документа должны быть указаны:
- Дата получения лицом постановления о начале действия исполнительного дела или же отказа от получения данного документа;
- Подтверждение окончания срока добровольного выполнения обязательств;
- Невыполнение лицом своих обязанностей, указанных в исполнительном документе;
- Непредставление лицом исчерпывающих доказательств, повлиявших на неисполнение своих обязательств или отказ от них;
- Иные обстоятельства, имеющие значение.
Также в документе должен быть зафиксирован факт возможности его обжалования в течение 10 дней с момента получения постановления.
Несмотря на это закон не исключает возможность взыскания исполнительских сборов в течение 10 дней, если судебный пристав не владеет информацией о принятии судом к рассмотрению заявления или иска. Следовательно, исполнительные органы могут взыскать сбор до окончания 10-дневного срока.
Если же суд принял к рассмотрению заявление об оспаривании постановления, заявление об отсрочке взыскания, уменьшении размера пошлины или освобождения от его взыскания, процесс взыскания исполнительского налога должен быть приостановлен до того момента, пока суд не вынесет свое решение и не будет составлен соответствующий акт.
Заявление об уменьшении сбора
Согласно правовым актам, должник имеет право обратиться в судебную инстанцию с иском о сокращении исполнительского налога.
Сбор может быть уменьшен в следующих ситуациях:
- Указания исполнительного листа были выполнены не полностью до возбуждения исполнительного дела;
- Требования были исполнены наполовину в предоставленный законодательством срок.
После этого размер пошлины будет высчитываться из реально оставшейся к выплате суммы после завершения добровольного срока. Но сумма, на которую уменьшается сбор, не может быть меньше ¼ от установленной законом суммы.
Если задолжавшее лицо представляет все необходимые документы о неполном исполнении обязательств в установленный срок уже после вынесения приставом решения о взыскании, сумма налога должна быть пересчитана, а в документ – внесены поправки.
Снижение исполнительского налога через суд предполагает ряд смягчающих обстоятельств.
К примеру, судья может пойти навстречу должнику и снизить размер сбора, если будут предоставлены объективные доказательства, заставившие отойти от сроков исполнения обязательств:
- Справка о перенесенной тяжелой болезни;
- Тяжелое финансовое положение (невозможность выплачивать сбор) и т.п.
Судья исследует все переданные документы и озвучивает решение.
Как не платить
Ранее выяснили, что исполнительский сбор назначается тогда, когда были нарушены условия исполнительного документа без уважительных причин.
Обычно, судебные приставы молчат, а многие граждане не имеют юридического образования, поэтому мало кто знает, когда именно задолжавшее лицо может не платить сбор.
К уважительной причине относят:
- Непреодолимую силу или обстоятельство;
- Разрешение лицу судом рассрочки, отсрочки для выполнения требований документа.
С последним фактором все ясно. Суд вынес свое решение, и приставы обязаны этому подчиняться. А что такое непреодолимая сила, которая может освободить должника от уплаты?
Данный тезис пришел из ст.401 ГК РФ и подразумевает :
- Стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.;
- Любые факторы, которые затрагивают общественную жизнь: стачки, военные действия.
Возникает вопрос – а считается ли заболевание должника непреодолимой силой? В большинстве случаев нет. А при рассмотрении дела в суде это отнесут к такому тезису как «случай» и решение судьи будет опираться больше на само заболевание, на то, как оно повлияло на здоровье должника, и была ли угроза жизни лица.
Также к непреодолимой силе не относится сложное финансовое положение гражданина. Хотя, если должник вовремя подсуетился, суд может уменьшить размер сбора.
К тому же, согласно ч.5 ст. 112 федерального закона, есть моменты, когда исполнительский сбор вообще не взыскивается.
Это происходит, если:
- Дело пошло в работу по исполнительному акту, которое поступило в порядке, предусмотренном ч.6 ст.33 ФЗ;
- Был повторно предъявлен документ, по которому уже вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора;
- Возбуждено дело по постановлению пристава о взыскании расходов по исполнительным действиям и сбору, наложенные приставом в процессе выполнения обязательств;
- Исполнительное дело возбуждено по актам по обеспечительным мерам;
- Дело касается документов, содержащих в себе требования о выдворении иностранных лиц за пределы РФ;
- Документы содержат требование к гражданину об отбывании обязательных работ;
- Был сделан запрос центрального органа о розыске ребенка.
Срок давности
Законодательно срок исковой давности для исполнительского сбора не установлен. С одной стороны, можно было бы применить общий срок для таких случаев – 3 года, но с другой стороны,
Постановление Конституционного суда от 30.07.01 признало, что исполнительскому сбору присущи признаки административных штрафных санкций. А это значит, что административное наказание не подлежит исполнению в тех случаях, если документ не был приведен в исполнение в течение 2 лет со дня вступления в силу.
Обжалование
Статьей 64 Федерального закона Об исполнительном производстве предусмотрено право судебного пристава взыскивать исполнительский сбор в случаях и порядке, который предусмотрен Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В силу ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительским сбором является устанавливаемое судебным приставом-исполнителем денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом исполнительский сбор устанавливается, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина.
В силу п. 11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при первичном поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется, в том числе, сторонам исполнительного производства (должнику и взыскателю).
Право на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя предусмотрено ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно указанной норме федерального закона постановление судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в порядке подчиненности или в судебном порядке.
Аналогичная норма предусмотрена ст.441 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме того, п.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, стало известно о нарушении их прав и интересов.
Исходя из положений ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом в силу ст.249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения (указанное положение нашло свое подтверждение в п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2).
Наиболее интересна и показательна судебная практика по заявлениям о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Так, в 2012 г. судами Российской Федерации рассмотрено 3734 таких заявления, из них удовлетворено 305 заявлений. Таким образом, заявления данной категории по количеству удовлетворенных занимают третье место.
Основаниями для удовлетворения требований заявителей являлись следующие нарушения, допускаемые судебными приставами-исполнителями:
Вынесение судебными приставами-исполнителями постановлений о взыскании исполнительского сбора до истечения срока для добровольного исполнения решения суда; - вынесение постановлений о взыскании исполнительского сбора без учета реальной возможности исполнить требования исполнительного документа;
Вынесение постановлений о взыскании исполнительского сбора до уведомления должника о возбуждении исполнительного производства;
Вынесение постановлений о взыскании исполнительского сбора без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов;
Отсутствие достаточных правовых оснований для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора.
Приведем ряд примеров отказа судами Российской Федерации в удовлетворении требований заявителей.
Так, должник обратился в суд г. Тамбова с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, указав, что постановление вынесено без законных оснований, так как им была подана надзорная жалоба на решение суда о взыскании с него задолженности.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований заявителя суд указал, что подача надзорной жалобы на решение суда не освобождает должника от обязанности исполнить требования исполнительного документа, следовательно, и от уплаты исполнительского сбора в случаях, предусмотренных ст. 112 Закона.
Арбитражный суд г. Красноярска отказал в удовлетворении заявления должника Т. о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, установив следующее.
Должник Т. нарушил установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Доказательств невозможности своевременно исполнить предъявленные требования Т. не представил.
Вместе с тем Т. привел доводы о том, что срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, был нарушен по причине возврата банком платежных документов в связи с неверным указанием наименования получателя средств и очередности взыскания, предъявив соответствующие банковские уведомления.
Однако суд пришел к выводу, что представленные заявителем банковские уведомления и платежные документы не могут рассматриваться в качестве доказательств исполнения должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, так как не подтверждают фактическое исполнение требований исполнительного листа.
Кроме того, доводы должника о том, что представленные службой судебных приставов платежные реквизиты изначально не соответствовали порядку заполнения платежных поручений, установленному Центральным банком Российской Федерацией, также не были приняты судом во внимание, так как надлежащее исполнение требований исполнительного документа является непосредственной обязанностью должника.
В целом, на основании настоящей главы, можно заключить, что взыскание исполнительского сбора происходит по общим правилам исполнения.
В рамках основного исполнительного производства он взыскивается после удовлетворения основного требования и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии со ст. 110 Федерального закона об исполнительном производстве наличными и безналичными денежными средствами
Предусматривая защиту прав должника, законодательство наделяет его правом на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, а также правом на обращение в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера вплоть до полного освобождения от его уплаты.
С учетом степени вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств суд принимает решение об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора. Кроме того, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.
Предложения по совершенствованию законодательства РФ об исполнительном производстве:
Закрепить необходимость применения к постановлению о взыскании исполнительского сбора срока давности исполнения и срока предъявления к исполнению;
Закрепить минимальные и максимальные границы срока для добровольного исполнения решений юрисдикционных органов;
В целях унификации и оптимизации порядка применения исполнительского сбора с должников, обладающих особым статусом в исполнительном производстве:
1. Изложить часть 1 статьи 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в следующей редакции: на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе по постановлениям о взыскании исполнительского сбора, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
2. Дополнить статью 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве» частью 1.1 следующего содержания: текущими платежами в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, в том числе обязательства по уплате исполнительского сбора, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, в том числе обязательства по уплате исполнительского сбора, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.